«Промнавигатор.Еда» — аналитический «завтрак по пятницам» для профессионалов

Предлагаем вниманию читателей очередную подборку, подготовленную для нашего журнала Telegram-каналом «Промнавигатор.Еда». Подписывайтесь на канал, чтобы еженедельно получать анализ мировых трендов, кейсов ведущих компаний, проверенных на практике решений и технологий завтрашнего дня.

Время, деньги и дизайн-мышление

Время на пищевом рынке легко превращается как в доходы, так и в убытки. Дизайн-мышление (Design Thinking, DT) — один из малозатратных способов ускорить разработку новых продуктов и увеличить доходы. По данным McKinsey, компании, регулярно практикующие дизайн-мышление, получают на треть более высокие доходы и на 56 % более высокую отдачу, чем те, кто этого не делает.

Метод DТ позволяет сводной команде технологов, маркетологов, продавцов, разработчиков упаковки и других специалистов:

1) включить эмпатию;
2) понять глубинные желания и проблемы потребителей;
3) сгенерировать новые идеи;
4) провести их быстрое прототипирование;
5) протестировать продукт.

Метод доказал свою эффективность во многих отраслях — от автомобилестроения до финансовых услуг. Активно его используют и ведущие пищевые компании (Coca-Cola, Kellogg’s, Ruffles, Taco Bell и др.), чтобы создавать продукты с высокими шансами на успех и снижать риск провалов. Например, 17 лет назад PepsiCo теряла свою долю. В 2006 году компанию возглавила Индра Нуйи, которая переосмыслила процесс инноваций на основе дизайн-мышления и использовала этот подход при принятии управленческих решений. К 2018-му, когда Индра Нуйи покинула свой пост, продажи PepsiCo увеличились на 80 %. Компания практикует DТ до сих пор.

Danone сообщает об ускорении инноваций благодаря дизайн-мышлению на 40 %. Компания использует различные цифровые каналы, чтобы вовлечь в процесс разработки партнеров и потребителей. Разработчикам Nestlé дизайн-мышление помогает погружаться в жизнь реальных людей с помощью этнографических исследований и находить вдохновляющие инновационные идеи.

В сети Burger King проекты дизайн-мышления дают возвожность привлекать новых посетителей, тех же веганов, которые иначе никогда бы не переступили порог франшизы. Одновременно снижаются риски провалов (подобных злополучному мегасэндвичу с омлетом, в котором содержалась половина рекомендуемой дневной нормы калорий).

Проект DТ помог компании Tyson Foods создать новый пищевой продукт — протеиновые чипсы — и одновременно обеспечить сокращение пищевых отходов.

Добавим, что в Стэнфорде и Калифорнийском университете не так давно появились программы дизайн-мышления для пищевой отрасли. Имеется опыт применения DТ и в Беларуси, в том числе на пищевых предприятиях, которым ускорять инновационные проекты помогает компания RinQ.

А прямо сейчас вы можете попробовать некоторые приёмы дизайн-мышления, которые используют практики. Например, разработчик ароматизаторов Kerry Group Мишель Обанель составляет списки, связанные с пятью переменными: вкусы, которые хочется попробовать; виды и состояния пищевого сырья; возможные технологии обработки; варианты использования продуктов; законодательные и другие ограничения. Затем она комбинирует полученные элементы и выбирает лучшие сочетания.

А Лорен Шимек из Food.Tech.Design советует на этапе быстрого прототипирования не пытаться сразу создавать продукт, максимально точно соответствующий задуманной идее. Гораздо лучше создать множество «грубых» прототипов с низкой точностью, каждый из которых будет лишь приблизительно соответствовать замыслу по внешнему виду, вкусовым ощущениям, форме, размерам упаковки и т. д. Все эти варианты нужно предложить потребителям и получить обратную связь. Так разработчики при минимальных затратах времени и денег совершат все возможные ошибки и смогут выбрать лучшее решение.

Идеи из «умного облака»

В ближайшие пять лет использование систем искусственного интеллекта (AI) вырастет в пищевой отрасли почти на порядок.

По оценкам IMARC Group, мировой рынок решений искусственного интеллекта в пищевой отрасли увеличится с 5,27 млрд долларов в 2022 году до 43,9 млрд долларов в 2028 году при среднегодовом темпе роста 39,6 %.

Предварительно обученные нейронные сети всё активнее используются для управления цепочками поставок, оптимизации производственных процессов, выявления повреждений продукции, прогнозирования поломок оборудования и других задач. А в последнее время ведущие компании (Unilever, Mars, Campbell Soup, TreeHouse Foods, Kraft Heinz и др.) включают системы AI в свой инновационный конвейер.

По данным IFT, почти 80 % запусков продуктов питания терпят неудачу. Половина из них — из-за того, что компании плохо понимают свою целевую аудиторию. По оценкам Spoonshot, с использованием AI сегодня разрабатывается 5 % продуктов питания и напитков.

Telegram-канал «Промнавигатор.Еда» уже рассказывал о решениях, позволяющих комбинировать новые сочетания вкусов на основе анализа цифровых двойников потребителей (сервис Foodpairing) или их мобильных профилей (сервис Gastrograph AI). Опишем ещё несколько применений AI в инновациях.

Израильский сервис Tastewise извлекает данные из социальных аккаунтов домашних кулинаров и миллионов ресторанных меню по всему миру. Эти данные анализируются с помощью алгоритмов машинного обучения. Заказчики (производители продуктов и предприятия общественного питания) получают инсайты — неожиданные сочетания вкусов, ингредиентов, основных блюд и гарниров. Например, компания Freshly, принадлежащая Nestlé, разрабатывает с помощью Tastewise необычные наборы для приготовления еды, такие как ланч из золотого цыпленка с абрикосами.

Сервис Spoonshot собирает данные с 28 тысяч исследовательских ресурсов, продуктовых платформ, академических журналов, экспертных блогов в свою базу Food Brain. Затем AI (или «неинтуитивный интеллект», как его называют в этой компании) превращает скрытые в данных ресурсах закономерности в понятные для специалистов тренды роста или падения интереса к тем или иным ингредиентам. Также Spoonshot предлагает крупным заказчикам рекомендации для стратегических инноваций по конкретным концепциям продуктов.

Сервис Gastrograph анализирует сенсорные прилагательные, которые используют в своей речи потребители, и строит модели восприятия вкуса и текстуры продуктов. Разработчики заявляют, что достаточно получить обратную связь от 10–15 дегустаторов, чтобы сервис выдал довольно точный прогноз поведения различных демографических групп потребителей.

Уже затих в соцсетях зимний взрыв ажиотажа по поводу ChatGPT, способного вести с людьми содержательный диалог (далеко не всем пользователям удалось найти этому инструменту практическое применение). Однако маховик интереса со стороны большого бизнеса и инвесторов продолжает раскручиваться. Например, Coca-Cola первой из списка компаний Fortune 5000 присоединилась к альянсу OpenAI (разработчик ChatGPT) и Bain & Company (специализируется на стратегическом консалтинге). Coca-Cola рассчитывает использовать новую технологию для
улучшения маркетинга.

А среди множества новых сервисов на базе ChatGPT появилось и решение для пищевой отрасли. Упоминавшаяся выше Tastewise заявила о разработке чат-бота для специалистов пищевой промышленности TasteGPT и предложила за писываться в список ожидания. Впрочем, и обычный ChatGPT может стать полезным инструментом в руках профессионала, если тот правильно формулирует вопрос и тщательно перепроверяет результат. О наших экспериментах с чат-ботом читайте на канале «Промнавигатор.Еда».

Источник: ПРОДУКТ.BY