Белорусскому качеству — правильную упаковку!

Бренд «Сделано в Беларуси» уже не может с прежней легкостью продавать сам себя за рубежом. При этом качество белорусской продукции не стало хуже. Все более строгими и конкретными становятся требования к оформлению сопроводительных документов на импортную продукцию, дизайну упаковки и содержанию информации на ней — даже в странах Таможенного союза, не говоря уже о поставках в Евросоюз.

Мария БРЕХОВА — заместитель директора по маркетингу ТМ «Беларускi пламбiр» ООО «Технотрейд» Наш эксперт — заместитель директора по маркетингу ТМ «Беларускi пламбiр» ООО «Технотрейд» Мария БРЕХОВА, обобщив практические примеры, опыт контакта с категорийными менеджерами по всему Таможенному союзу, рассказала, как избежать неэффективных затрат на упаковку при работе на экспорт.

К экспорту — будь готов!

Зарубежный вектор сегодня остается определяющим. Сама жизнь заставляет производителей осваивать внешние рынки, поэтому помнить о возможных экспортных перспективах продукции нужно на всех этапах ее производства. Вдвойне обидно, когда препятствием к выводу товара на зарубежный рынок становится обычная этикетка.

Многие белорусские производители при разработке дизайна этикетки и упаковки не задумываются о возможных экспортных поставках даже в страны Таможенного союза, не говоря уже про европейский рынок. Как показывает практика, предприятия либо попросту игнорируют основные требования к маркировке, прописанные в техническом регламенте Таможенного союза (ТР ТС 005/2011), либо не придают им особого значения. Возможно, они рассчитывают, что в случае необходимости смогут использовать дополнительную стикеровку. Порой это действительно единственный выход, но он не учитывает увеличения стоимости конечного продукта и затраты времени на оклейку партии товара. И главное: согласятся ли на такое решение потенциальные партнеры?

Этикетка — как пропуск на рынок

Отдельное внимание — оформлению этикетки и качеству упаковки продукта. К сожалению, лишь малая доля отечественных производителей на этапе разработки дизайна обращается в специализированные брендинговые агентства. Большинство пытаются справиться с этой задачей собственными силами. В результате на выходе они получают линейку продукции, которая не имеет конкретного позиционирования. Но даже очень красивая упаковка, когда она оформлена без учета предпочтений целевой аудитории, не работает.

По мнению категорийщиков, большая ошибка многих производителей в том, что они стремятся сэкономить на упаковке, но при этом позиционируют продукт в более высоком ценовом сегменте. Однако у потребителя на этот счет свое мнение: то, что упаковано «дешево», не может стоить дорого.

Специалисты подчеркивают, что этикетка должна быть «продающей» и отвечать на все возможные вопросы потенциальных потребителей. Ассортиментную линейку нужно оформлять в едином стиле, чтобы можно было легко сформировать корпоративный блок на полке, а у покупателя — понимание взаимосвязи между позициями.

Насколько текущая упаковка соответствует требованиям потенциального экспортного рынка сбыта? Именно этот вопрос должен задать себе любой производитель, прежде чем строить амбициозные планы на экспорт.

Россияне берут свое

Еще одно стойкое заблуждение заключается в том, что надпись «Зроблена ў Беларусi» на этикетке может стать волшебным пропуском на полки магазинов. Многие убеждены, что в России, Казахстане и в других потенциальных экспортных регионах существует культ белорусских продуктов. Действительно, есть определенная лояльность, особенно в Северо-Западном и Центральном округах России. Но, к сожалению, она не распространяется пропорционально по остальным регионам.

Российские производители очень крепко удерживают имеющиеся позиции на рынке, предлагая продукты, по качеству и цене не уступающие белорусским, к тому же они тратят значительные бюджеты на продвижение и развитие продаж. Некоторые из них успешно эксплуатируют бренд «Белорусские продукты», объясняя это тем, что в составе присутствуют белорусские ингредиенты. Либо используют наименование торговой марки, так или иначе относящееся к Беларуси (к примеру, пельмени ТМ «Белорусские сочные», выпускаемые ООО «Петрохолод — пищевые технологии», г. Санкт-Петербург).

Экометки не работают

Хочется подчеркнуть и тот факт, что нанесенные на упаковку метки «экопродукт», «натуральный продукт», «экологически чистый», «без ЗМЖ», «без ГМО» не вызывают особого доверия у потребителя, так как подобную маркировку использует едва ли не каждый второй производитель.

Покупатель сейчас очень четко оценивает соотношение цены и качества. И чтобы белорусская продукция действительно имела успех, она должна быть конкурентоспособной в сравнении с уже существующими на рынке игроками по цене, качеству, другим параметрам и, конечно, по внешнему виду. Ведь упаковка — это и лицо продукта, и его паспорт. 

Источник: ПРОДУКТ.BY