Директор по развитию СОАО «Беловежские сыры»: «Мы хотим встряхнуть индустрию!»

Светлана Сушко, директор по развитию СОАО «Беловежские сыры»: «Мы хотим встряхнуть индустрию, прозвучать на весь мир как производители лучших сыров!»

Изменить саму философию белорусского продукта — уйти от тривиального к эксклюзивному. Производить только элитные сыры, чтобы все они были уникальными. Мечты? Утопия? Нет. Цель! Есть уже стратегия движения к ней, и первые шаги в этом направлении сделаны.

Сегодня в нашей традиционной рубрике «Персона номера» директор по развитию СОАО «Беловежские сыры» Светлана СУШКО. Мы провели на предприятии целый день. Несколько часов проговорили со Светланой на самые разные темы, увидели современное высокотехнологичное производство, познакомились с замечательной командой. Впечатлений и материалов хватит на целую книгу по организации бизнес-процессов, философии и психологии успешного бизнеса. Но главное, что мы привезли из поездки в Высокое, — это заряд оптимизма и твёрдую уверенность, что любые романтические бизнес-идеи можно воплотить, если бесконечно верить в них, каждый день делать шаг к своей цели и всегда быть маяком для своей команды.

Нельзя не любить то, чем занимаешься — этот простой постулат стал лейтмотивом нашей беседы со Светланой Сушко. И он объясняет, как хрупкая женщина стала настоящим драйвером крупного бизнеса, его идейным вдохновителем. Это правда, что только страстная любовь к своему делу, верность раз и навсегда выбранной философии успеха, бесконечная вера в свою правоту дают силы идти к мечте, преодолевая любые трудности и превратности судьбы. Далее — несколько коротких цитат из нашей долгой беседы о бизнесе, достижении целей и перспективах развития отрасли.

 

По итогам 2022 года:
• выручка — 145 млн руб.
• объём переработки — 240 тонн
• коллектив — 250 человек
• выручка на одного сотрудника — 580 тыс. руб.


Среда непрерывного обучения и развития

— Стратегия предприятия на 2024 год предусматривает увеличение доли премиальных сыров с нынешних 25 % до 70 % и вывод их на новые рынки. Поверьте, у нас есть успешные позиции с традиционной рецептурой, и можно было бы, просто отгружая их, иметь твёрдый доход, — рассказывает директор по развитию. — Но этого мало. Мы понимаем, как важно постоянно развиваться, совершенствовать производство и ассортимент. Индустрия растёт быстро, люди путешествуют, интересуются гастрономией, меняются их вкусы и ожидания, меняется культура потребления сыра. Предвосхищать эти изменения, а ещё лучше — управлять ими, задавая тренды, — вот путь к настоящему успеху.

Это глобально. А в повседневной практике успешный бизнес — чётко выстроенная и тщательно отлаженная система, в которой всё взаимосвязано. Нужен строгий контроль всех процессов, а при необходимости — быстрая их корректировка. Важны мельчайшие детали, каждая секунда, стопроцентная отдача. Ведь эффективность бизнеса зависит от эффективности каждого сотрудника. Но донести эту простую истину до людей, как оказалось, совсем непросто.

Людям нужно было показать, во имя чего они трудятся, как работает система, при которой они могут хорошо зарабатывать. Почему важно не просто работать, а получать ценный конечный продукт труда. Как найти для всего этого правильные, понятные слова? Разбирались на примерах: никто ведь не захочет купить в магазине рубашку с одним рукавом, хотя в неё и вложен определённый труд! Над ней тоже кто-то работал, но в таком виде она никому не нужна! Не доработал на 1 % — сделал рубашку без рукава!

Вот так, от простого к сложному. От рубашки-безрукавки к понятию прокрастинации. От примеров на пальцах к стратегическим сессиям, корпоративным тренингам. А дальше — внутренняя Академия, которая успешно прошла государственную регистрацию. И теперь на предприятии сами для себя готовим сертифицированных специалистов разного уровня. Обучаются все: и рабочие, и топы. Люди очень быстро поняли, что это для них делается, и они получают от этого пользу.

Учимся все вместе. Если необходимо, то и мастер на производстве изучает маркетинг, чтобы лучше понимать, чего хотят клиенты. В другой раз тот же мастер учится работать с людьми, он ведь у себя на участке своего рода HR и в большой степени отвечает за кадры.

Глобальная оптимизация

— На производстве все процессы оцифрованы и выверены буквально по секундам. Проведена глубокая оптимизация каждой операции. Важен системный подход, когда каждый шаг подчинён логике и строго выверен, а каждое движение на рабочем месте удобно и рационально. Поэтому пришли к необходимости введения системы 5С. Это неотъемлемая часть философии экономного, успешного, бережливого производства с японскими корнями, — делится опытом Светлана. — В духе 5С изменили структуру рабочих мест, навели порядок, убрали лишнее. Определили место каждой единицы инвентаря и инструмента. Рабочие места визуализировали и стандартизировали с помощью регламентов.

У тех же трудолюбивых японцев позаимствовали и внедрили у себя принцип Кайдзен. Он подразумевает пусть маленькие, но каждодневные изменения к лучшему. Результат — постоянное улучшение качества продукции, сокращение затрат, рост удовлетворённости потребителей и самих сотрудников.

При нашей плотности задач исключительно важно управлять временем. Занятия с разными специалистами по тайм-менеджменту мы проводим регулярно. Одна из последних практик — 20 человек на протяжении 24 дней фиксировали каждую свою минуту. В конце дня подводились итоги по видам деятельности, отмечалось, как дневной план совпал с реальностью. Всё это в игровой форме с призом для победителя на финише. Было весело, а главное — очень информативно.

Каждый должен гореть и стремиться к вершинам

— На предприятии выстроена собственная система управления. Еженедельно каждому сотруднику проставляются статистики (то есть в привычной терминологии — планы), — объясняет Светлана Сушко. — И, если сегодня у тебя 100, завтра должно быть 101, ты обязательно должен продвинуться вперёд. Создана атмосфера соревнования, и люди ставят перед собой всё более высокие цели, а главное — достигают их. Каждый шаг в сторону оптимизации приветствуется, а тот, кто вносит соответствующие предложения, обязательно получает поощрение. Бизнесу нужны энергия и постоянное движение — каждый должен гореть, стремиться к вершинам. Я именно так вижу успешное предприятие и понимаю, как важно сотрудникам ориентироваться на мой собственный пример.

Притвориться вовлечённой не получится — люди очень легко распознают фальшь. К счастью, этого и не требуется. Я действительно горю любовью к работе. Каждый вечер засыпаю, думая о предприятии, о том, как ещё его улучшить, что сделать для людей. И каждое утро просыпаюсь ровно с теми же мыслями. И от сотрудников я, конечно, жду того же: безграничной любви к своему делу, неравнодушия, желания расти, развиваться, не вязнуть в болоте рутины, стремиться вперёд. На это направлена и наша система мотивации. Уровень оплаты труда у нас в среднем процентов на 30 выше рынка. Верхней планки по зарплате не существует. При этом требования очень высокие, а традиции — порой странные, непонятные.

Чего стоило, например, внедрить в повседневную практику гимн предприятия, в котором воспеваются наши ценности. Но он звучит каждый рабочий день, и со временем люди прониклись его сутью так, что теперь, говорят, до мурашек пробирает. А ещё у нас действует Кодекс компании. Его составляли общими усилиями в соответствии с убеждениями и ценностями, которые сами же и определили. Каждый потенциальный сотрудник изучает этот документ, сдаёт обязательный экзамен и подписывается, что готов следовать нашим правилам. Последнее непросто — наш ритм и наши требования постоянной мобилизации выдерживает далеко не каждый. Кто-то уходит, но увольнять «чужих», бороться с нечестностью, недобросовестностью — нормально. Хороших специалистов достаточно, чтобы укрепить команду теми, кто разделяет наши приоритеты и амбиции.

Я уверена в своих сотрудниках, и эта атмосфера доверия в коллективе необыкновенно важна. Мы стараемся её поддерживать мотивационными и развивающими мероприятиями, совместным досугом, общением на человеческом уровне.

Идея, как руководство к действию

— Наша практика показывает: любая идея, чтобы воплотиться в реальность, должна стать целью. Если мы хотим, например, увеличить долю элитной продукции, каждое подразделение готовит свою программу: что конкретно и как они будут делать, чтобы достичь этой цели. С цифрами, с датами, с распределением ответственности. В конце — защита программы. И такой реалистичный, наполненный конкретикой, план работает. Когда у нас было 100 тонн переработки молока, мы решили-таки замахнуться на 150, хотя не очень верили, что это возможно. Но через восемь месяцев дошли до 170, а сейчас перерабатываем 240–250 тонн, — с гордостью отмечает директор по развитию.

Мы хотим быть особенными

— Мы не боимся прокладывать новые пути, но не забываем, что сыроделие в наших краях имеет богатейшую историю. Постоянно обращаемся к опыту белорусских сыроделов прошлого и традициям европейского сыроварения. У нас есть всё, чтобы создавать самобытные элитные сыры, — говорит Светлана. Высокое — уникальное по красоте, микроклимату и производственному потенциалу место — недаром наши края называют белорусской Швейцарией. Мы гордимся качеством своего молока, оно объективно лучшее в Беларуси — 93 % сырья класса экстра. Именно из такого молока производим свой сыр.

Предприятие оснащено современным швейцарским оборудованием. Мы следим за новостями индустрии, внедряем передовые технологии. Сейчас сосредоточились на выпуске сыров по классическим европейским рецептам. Часть из них уникальна для Беларуси и не производится никем из коллег. В новой линейке «Рон-э-Сон» будет шесть запоминающихся сыров.

«Реджанито», к примеру, несёт в себе флёр ностальгии итальянских эмигрантов в Аргентине. Он — средоточие вкуса и аромата Италии. Выдержанный, богатый, с яркими фруктовыми и ореховыми нотами и запоминающимся пикантным послевкусием. Или «Кноле» — готовится по западноевропейским рецептам с использованием необычного букета приправ и формуется в виде трюфеля.

У нас уже есть покупатели, готовые забирать весь объём сыров из новой элитной линейки «Рон-э-Сон». Но мы хотим сначала представить их нашим потребителям.

Всерьёз рассчитываем на интерес к этим продуктам в России, на новых рынках, планируем продавать в белорусских сетях. Уверена, что они «прозвучат» и усилят наши позиции на всех рынках. Именно поэтому мы сейчас расширяем направления продажи маркетинга. «Беловежские сыры» — это 550 профессионалов (включая работающих в сельском хозяйстве), объединённых одной целью: создавать качественный продукт, который понравится даже самым искушённым ценителям и будет во всём мире прославлять родную Беларусь. 

«Беловежские сыры» уже производят и поставляют продукты премиум-класса, а в будущем и в стратегической перспективе их число будет продолжать расти. Это побудило создать новый бренд — Rhône&Saône [Рон-э-Сон], помогающий позиционировать премиальные продукты, а также выстраивать эффективные маркетинговые коммуникации с целевыми клиентами, ритейлерами, дистрибьюторами, e-commerce операторами, другими участниками рынка.

 

Развиваем культуру гастрономического гедонизма и кулинарный кругозор через производство, продвижение и продажи сыров и сливочных масел, максимально аутентичных по отношению к самым популярным европейским сортам.

Ошибаться не страшно. Страшно не любить то, чем занимаешься

— Да, всегда есть вероятность ошибиться. Даже в крупнейших корпорациях мира бывают случаи неуспеха в запуске продуктов. Но ошибаться не страшно. Руководствуясь таким подходом, можно многого добиться, — уверена Светлана. — Я вижу, как это работает на «Беловежских сырах». Верьте, мир вокруг полон шансов и возможностей, они скрываются даже в самых безнадёжных ситуациях. При правильном подходе каждая ошибка открывает возможность, может служить источником энергии, толчком для чего-то удивительного. Уверена, пройдёт немного времени и точно так же, как, слыша о Швейцарии, мир думает про часы, то услышав о Беларуси, будет думать про сыр! Эта мысль вдохновляет меня каждый день и, надеюсь, и вас тоже! Скажем же вместе сегодня: «И брендом «Беловежские сыры» мы славить Беларусь родную будем!» Благодарю всех вас! Вместе мы непобедимы.

Будьте живыми, эмоциональными, решительными, эффективными. Пусть ваш творческий путь всегда сопровождают энергия, удача и прибыль!

Источник: ПРОДУКТ.BY