Превратим отделы сбыта в отделы маркетинга!

"Старый конь борозды не портит! Он станет в ней и спит…"

Анекдот времен финансового кризиса и массовых сокращений.

В Советском Союзе проблемы со сбытом произведенной продукции попросту не существовало. Налицо было прямо противоположное: хронический дефицит необходимых товаров и сопутствующее ему умение их «достать». Причем последнее со временем превратилось чуть ли не в искусство, а хорошие «доставалы» стали всеми уважаемыми людьми, с которыми было принято дружить и оказывать им всяческие знаки внимания. На уровне предприятий наблюдалась та же печальная картина: из бюджета им выделялись деньги на закупку необходимого сырья и оборудования, но получить последние было задачей архисложной. И люди, которые умели завести нужные связи с нужными людьми, всегда были на вес золота, занимая почетные должности в отделах снабжения. Нет, конечно, существовали и отделы сбыта, но пресловутый дефицит отбивал у их работников всякое желание шевелиться: любую продукцию и так расхватывали как горячие пирожки, пишет Marketing.by со ссылкой на «Налоговый вестник». После развала великой страны и получения суверенитета бывшими советскими республиками ситуация очень скоро перевернулась, и умение «достать» перестало быть востребованным. Да и зачем оно нужно, если предложений любых, самых редких товаров хоть отбавляй! При этом дефицит продукции плавно перетек в нехватку денежных средств на ее приобретение. А откуда им взяться, если собственная продукция годами пылится на складах?! Как оказалось, она «почему-то» никому не нужна! И это стало настоящим шоком для представителей так называемой «старой гвардии» управленцев, немалое число которых все еще прочно занимает насиженные места в тех самых отделах сбыта. Правда, требования времени заставили многих поменять на них таблички, но от того, что данные подразделения стали называться отделами маркетинга или внешнеэкономическими отделами, ничего не поменялось и поменяться не могло: люди-то остались прежними. Так бы продолжалось еще долгие годы с плавной заменой ушедших на пенсию «ветеранов снабжения и сбыта» на их чуть более юных коллег, если бы не финансовый кризис, в одночасье обнаживший все слабые места нашей производственной сферы. И, возможно, главным из них оказались кадры, совершенно не удовлетворяющие уровню современной экономики. Но понадобилось несколько «разносов», публично устраиваемых главой государства, чтобы правительство нашей страны поняло: если не будут приняты меры на самом верху, на уровне предприятий ничего не изменится. В результате несколько неожиданно для многих появилось постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.02.2010 № 284 «О мерах по повышению эффективности работы внешнеэкономических и маркетинговых служб» (далее — Постановление № 284). В преамбуле этого нормативного правового акта говорится, что он разработан в целях повышения эффективности работы руководителей и специалистов внешнеэкономических и маркетинговых служб. Какие же меры предусмотрены данным документом и как они должны сказаться на изменении ситуации со сбытом отечественной продукции и затовариванием складов? В первую очередь отметим, что Постановление № 284 совсем не является неким расплывчатым актом, в котором даны общие указания «повысить» и «углубить». Нет, адресаты этого документа названы, так сказать, поименно, и к ним относятся Министерство архитектуры и строительства, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство энергетики Республики Беларусь, концерны «Белбиофарм», «Белгоспищепром», «Беллегпром», «Беллесбумпром» и «Белнефтехим», а также облисполкомы и Минский горисполком. Всем этим органам государственного управления и государственным организациям п. 1.1 Постановления № 284 предписано поручить подчиненным (входящим в их состав) организациям обеспечить безусловное соответствие вновь принимаемых руководителей и специалистов во внешнеэкономические и маркетинговые службы утвержденным квалификационным требованиям, в том числе по наличию обязательного высшего профильного образования и подтверждению обучения иностранным языкам. Причем за высшее профильноеобразование уже не сойдут полученные (возможно, даже заочно) еще «при царе Горохе» корочки нархоза или политеха по какой-нибудь не самой востребованной специальности. Необходим полноценный в прямом смысле этого слова диплом по специальностям внешнеэкономической, маркетинговой, логистической деятельности или международному праву и международным отношениям. Так что, уважаемые кадровики перечисленных выше предприятий, берите на заметку требования Постановления № 284, которое вступило в силу с 20 марта 2010 г.: ни одного специалиста (а тем более руководителя!) во внешнеэкономические и маркетинговые службы при отсутствии одной из указанных специальностей в его дипломе принять уже нельзя. С приемом на работу новых сотрудников вроде бы все ясно. А что делать со старыми кадрами, явно не дотягивающими до современного уровня? Разработчики Постановления № 284, похоже, решили не только начать «революцию» в данной сфере, но и довести ее до логического завершения. Организациям, подчиненным (входящим в состав) указанным государственным органам и организациям, п. 1.2 комментируемого нормативного акта поручено до 1 августа 2010 г. провести внеочередную аттестацию всех работников внешнеэкономических и маркетинговых служб и при необходимости реструктуризировать указанные службы до конца 2010 года. Что-то нам подсказывает, что на этих аттестациях многие головы полетят… Но и это еще не все! Согласно Постановлению № 284 перечисленным выше специалистам и руководителям нужно еще и иностранные языки знать, что для отечественных работников «старой закалки» (да не обидятся на нас они) явление, вообще говоря, исключительное. И если необходимый диплом еще можно пытаться получить некими обходными маневрами, то притвориться, что ты говоришь по-английски, если на самом деле весь твой словарный запас составляют названия известных британских футбольных клубов и сказанная с ужасным акцентом фраза «Май нэйм из Вова», чудом запомненная со школьных времен, вряд ли получится. Особенно если будут четко выполнены требования п. 1.3 Постановления № 284: при необходимости организовать в рамках проведения аттестации проверку знаний работников внешнеэкономических и маркетинговых служб по тематике внешнеэкономической деятельности и знанию иностранных языков с привлечением преподавателей профильных белорусских вузов. Вряд ли и так напуганные неожиданным вызовом в «чужое» министерство преподаватели захотят портить свою репутацию и завышать оценки совершенно посторонним для них людям. Однако в излишней «кровожадности» разработчиков Постановления № 284 обвинить все же нельзя. В соответствии с п. 1.4 этого нормативного правового акта перечисленным в нем организациям необходимо принять меры по трудоустройству работников внешнеэкономических и маркетинговых служб в случаях несоответствия их занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации в соответствии с действующим законодательством. Так что на улице они оказаться не должны… В завершение отметим еще несколько предписаний Постановления № 284, на которые необходимо обратить внимание:

* до 15 марта 2010 г. пересмотреть структуру внешнеэкономических и маркетинговых служб на предмет возможности увеличения кадровой численности (п. 1.5). Особый интерес вызывает тот факт, что Постановление № 284, как уже упоминалось выше, вступило в силу с 20 марта 2010 г.(!). Похоже, что для исполнения данного требования подобный пересмотр нужно проводить «задним числом» (на практике это может означать подделку даты его проведения); * обеспечить повышение квалификации специалистов внешнеэкономических и маркетинговых служб по иностранным языкам не реже одного раза в три года (п. 1.5). Норма, которая носит очевидно позитивный характер и дает кадровикам в руки серьезное оружие в борьбе с нежеланием отдельных руководителей организаций выделять средства на повышение квалификации своих работников; * до 1 апреля 2010 г. разработать положения о проведении открытых конкурсов на замещение должностей внешнеэкономических и маркетинговых служб. Здесь добавить нечего: как показывает мировая практика, результаты открытых конкурсов при приеме на работу намного эффективнее подбора кадров «по знакомству» или «по рекомендации», и их широко используют в большинстве развитых стран.

Будем искренне надеяться, что принятие Постановления № 284 принесет свои положительные плоды в самое ближайшее время и будет способствовать ускоренному переводу белоруской экономики на современные «рельсы». Не зря же «классик» говорил: «Кадры решают все!»