В долгах, как в шелках

Данные Минфина свидетельствуют: ни государственные вливания, ни собственная прибыль не позволяют стабилизировать ситуацию в АПК — сельхозорганизации по-прежнему живут в долг.

НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЕ ЦИФРЫ

На протяжении ряда лет Беларусь занимает первое место среди стран СНГ по производству основных видов сельхозпродукции в пересчете на душу населения. По производству молока мы примерно в два раза обгоняем развитые европейские страны, а также входим в пятерку мировых лидеров по экспорту молокопродуктов. В прошлом году сельхозорганизациями было реализовано 5,574 млн тонн молока, что на 5,2 % больше, чем в 2013-м. Безусловно, мы научились получать высокие урожаи, наращивать производство сельхозпродукции. Казалось бы, придраться не к чему — валовые показатели из года в год демонстрируют завидную динамику. Однако этого мало, ведь главный критерий эффективности любого бизнеса — полученная прибыль. А вот здесь у предприятий белорусского АПК как раз-таки не все столь оптимистично.

Финансовые результаты работы агросектора, полученные в конце марта этого года, к сожалению, не утешительны, ведь только в январе сумма убытков составила 1,4 трлн рублей, что в тринадцать раз больше, чем в январе прошлого года. Рентабельность продаж — минус 17,2 %. По состоянию на 1 февраля 2015-го задолженность сельскохозяйственных организаций по кредитам и займам достигла практически 50 трлн рублей и выросла за год на 18,8 %, в то время как вся прибыль сельскохозяйственных организаций за прошлый год составила только 5,5 трлн рублей. При этом 87 % прибыли от реализации продукции формируют лишь 26 % хозяйств. Согласитесь, есть над чем задуматься.

ДОЛГОВАЯ ПИРАМИДА

«Эффективность сельхозорганизаций не повышается, а ситуация их расчетов с банками серьезно усугубляется, — высказал свое мнение на мартовской коллегии ведомства министр финансов Владимир Амарин. —Производители сельхозпродукции все больше обращаются к бюджету за поддержкой. Снежным комом растут проблемные долги, погашать которые приходится из бюджета, исполняя гарантии по банковским кредитам».

При этом местные бюджеты выбиваются за рамки сумм, предусмотренных на год. К примеру, в 2014-м вместо определенных в местных бюджетах на выплату гарантий 600 млрд было выплачено 1300 млрд рублей. Именно поэтому, по мнению министра финансов, необходимо ограничить перечень проектов, которые могут быть реализованы с государственной поддержкой, и прекратить выстраивание долговой пирамиды. Уже сегодня долги областей в среднем в 1,5 раза превышают предельные параметры экономической безопасности.

Не секрет, что от ситуации с долгами страдают не только сельхозпроизводители, но и переработчики, которые вынуждены авансировать организации АПК под будущий урожай. Как свидетельствует статистика, в прошлом году сумма выплаченных авансов в счет поставки молочного и мясного сырья достигла 5,3 трлн рублей, а период авансирования сельхозорганизаций переработчиками в среднем по стране составил 51 день, в некоторых же регионах, в частности в Витебской области, он и вовсе перешагнул катастрофическую планку — 168 дней. Как отметил министр финансов, переработчиками выплачены авансы сельхозорганизациям по поставкам продукции в среднем почти на два года вперед.

КТО ВИНОВАТ?

Безусловно, непростая финансовая ситуация частично объясняется объективными причинами. Достаточно сказать, что только за прошлый год фосфорные удобрения подорожали на 6,7 %, газ — на 24,0 %, электроэнергия — на 21,3 %, бензин — на 28,4 %, дизтопливо — на 24,7 %. Руководители хозяйств утверждают, что закупочные цены на КРС в Беларуси ниже, чем в соседних странах. Плюс ко всему не стоит сбрасывать со счетов рост цен на ветпрепараты, средства защиты, импортируемые корма.

Кроме того, общая конкурентоспособность аграрного сектора в Беларуси подрывается природными факторами — относительно низкой средней урожайностью почвы и неблагоприятными климатическими условиями, которые делают Беларусь областью рискованного земледелия. Значительная часть территории исключена из использования из-за загрязнения после аварии на Чернобыльской АЭС. Не стоит при этом забывать и о такой проблеме, как дефицит кадров, которая с каждым годом все более обостряется из-за миграции и маргинализации сельского населения. Все это, несомненно, не может не отражаться на эффективности и усложняет условия работы отечественных сельхозпроизводителей. Однако это отнюдь не главная причина.

ПОМОЩЬ, КОТОРАЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В БАРЬЕР

По мнению экономистов, назрела необходимость коренных реформ в сельскохозяйственной сфере, иначе предприятия АПК и дальше продолжат скатываться в никуда, а долговая яма будет становиться все более и более глубокой. Эксперты Исследовательского центра ИПМ в своей аналитической работе «Сельское хозяйство и пищевая промышленность: тенденции, экономическая политика и перспективы развития» констатируют, что агропромышленный комплекс находится в стране на особом положении, так как регулярно получает финансовые ресурсы на льготных условиях. Прямая государственная поддержка этой отрасли составляет около 3–4 % от ВВП, а субсидии — около 15 % от валовой продукции сельского хозяйства. Среднегодовая процентная ставка по льготным кредитам для сельского хозяйства намного ниже рыночной. Кроме того, срок погашения кредитов, предоставляемых сельскому хозяйству, больше — до 12 лет. С учетом этого реальные процентные ставки находятся в отрицательной области. Посредством таких кредитов производителям сельскохозяйственной продукции предоставлялись дополнительные субсидии.

«С другой стороны, на развитии отрасли негативным образом сказывается ценовое регулирование. Сельскохозяйственные производители расплачиваются по более низким тарифам за топливо, электричество и другие товары и услуги. Но в то же время правительство устанавливает ценовой «потолок» на многие сельскохозяйственные продукты, тем самым подчиняя интересы сельского хозяйства нуждам пищевой промышленности. По сути, с помощью регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию обеспечиваются косвенные субсидии для перерабатывающих предприятий», — отмечается в докладе Исследовательского центра ИПМ.

КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?

При этом авторы исследования полагают, что рассуждать сегодня о переходе отрасли на самоокупаемость не предоставляется возможным, поскольку этого нет ни в одной стране. Все государства в большей или меньшей степени поддерживают сельское хозяйство. Другое дело, что надо менять механизм расходования средств. Сокращение государственной поддержки должно сопровождаться мерами, направленными на повышение эффективности сельского хозяйства.

Один из возможных путей — отказ от излишней зарегулированности сектора и реструктуризация крупных сельскохозяйственных предприятий. Не мене важным является решение вопроса собственности на землю и повышения доли частных хозяйств. Экономисты Исследовательского центра ИПМ считают, что на земле должен быть хозяин, и пока этого не будет, сельское хозяйство не сможет функционировать эффективно.

В течение 2005–2013 годов объем сельскохозяйственного производства фермеров в Беларуси увеличился в три раза, однако это не влияет на общую динамику сектора, так как доля фермеров в общем объеме сельскохозяйственной продукции невелика. Фермеры сейчас производят только 1,5 % от общего объема сельскохозяйственной продукции. Между тем аналитики констатируют, что у белорусских фермеров финансовые показатели намного лучше, чем у крупных сельхоз­организаций. Согласно официальной статистике, рентабельность продаж фермерских хозяйств ежегодно составляет около 25–30 %. Одна из причин — многие фермеры выращивают овощи и фрукты, а это именно тот сектор, где рентабельность всегда достаточно высокая, а вмешательство государства не столь значительное.

По мнению экспертов, пока в сельскохозяйственном секторе Беларуси доминируют крупные предприятия, лишенные гибкости и не имеющие достаточных стимулов для повышения эффективности своего бизнеса, рассчитывать на какие-то кардинальные перемены не приходится. Они рассмат­ривают государственную поддержку как само собой разумеющийся факт, а значит, и не заинтересованы в повышении своей конкурентоспособности.