Учиться,учиться и учиться

Этот, как бы сейчас сказали, слоган, приписываемый В. И. Ленину, давно превратили из нормальной глубокой мысли в железобетонный штамп.

А жалко. Фраза и мысль абсолютно правильные, со своей историей. Мы в рамках небольшого репортажа расскажем и покажем, как их сегодня развивают в компании «Санта Импэкс Брест», находящейся в вечном движении и поиске. Кроме шуток.

Александр НОВИКОВ

Суть такова. Несколько недель назад в Минске, в одном из современных обучающих центров стартовал бизнес-курс под названием «Ключевые навыки руководителя: от планирования до контроля».

За парты сели люди самодостаточные — руководители всех областных и некоторых региональных торговых подразделений «Санты» со всей Беларуси.

«НАУЧНО-МЕДИЦИНСКИЙ ФАКТ»

Именно научно-медицинским фактом называл Остап Бендер то, что на каждого человека давит тяжеленный воздушный столб. Сегодня он (Бендер, а не столб) наверняка вынужден был бы признать другое: в течение последних двадцати лет имя «Санта» прочно ассоциируется у жителей Беларуси с широким ассортиментом качественной продовольственной продукции. Напомним, что открывшееся ровно двадцать лет назад, осенью 1993 года, совместное белорусско-германское предприятие «Санта Импэкс Брест» в качестве основных направлений своей деятельности изначально определило переработку морепродуктов, а также оптовую и розничную торговлю рыбой и рыбопродукцией. Дальше ассортимент был феноменальным образом расширен, конца и края этому процессу не видно. Но дело сейчас не в этом.

Специалистам ведущей продовольственной компании страны, уже всем все доказавшей, предложили подучиться, посмотреть на себя со стороны, что-то пересмотреть. И этот вызов был принят.

ЗДОРОВЫЙ СКЕПСИС

Его (скепсиса) хватало до начала семинара и после его. Наиболее распространенные суждения:

  • Чему эти теоретики способны научить нас, практиков?
  • Пусть они попробуют сделать такой товарооборот, как мы за прошедший месяц, а потом дают советы.
  • Зачем, в принципе, тратить время и деньги на все эти разговоры?
  • Разное…

ВСПОМНИМ ПРО ОБЕЗЬЯНУ

И все же проведение семинара показало, что даже успешным людям полезно ощутить себя в иной ситуации, посмотреть на себя со стороны. Участники обучающей программы были далеки от высказываний в духе нелепой социальной рекламы: «Теперь наша жизнь изменилась, а мы-то уже не надеялись».

Было в ходе этого обучения много споров. Например, бурное обсуждение вызвал тезис тренера программы Ирины Лыскович. Она заявила примерно следующее: беда белорусского бизнеса состоит в том, что наши руководители боятся, не умеют и не хотят ставить задачи перед своими подчиненными и делегировать свои полномочия.

Ирина обратилась к довольно цветистой метафоре. Изложим ее произвольно. Суть. Буквально у каждого подчиненного на спине сидит обезьяна. Называть ее можно по-разному: ответственность, производственная задача, проблема. При этом практически любой работник старается перекинуть эту «обезьяну» со своей спины на спину босса. Между тем большинство менеджеров даже не подозревают, сколько драгоценных часов они теряют, решая задачи подчиненных.

Поначалу авторитетная и амбициозная Татьяна Гапанюк, директор компании по оптовой торговле, настаивала на том, что все ее «заплечные обезьяны» оправданны, важны и нужны (практически — как мамы из популярных стихов С. Михалкова). Хотя в итоге она констатировала: было полезно посмотреть на ситуацию глазами другого, умного и подготовленного к диалогу человека, то есть тренера, сделать выводы и в перспективе отказаться от чего-то лишнего в своей работе.

Руководитель службы реализации по Гомельской области Леонид Ларченко в общении с тренером прибегал к цифровым выкладкам, пожимал крепкими плечами. Но в итоге также признал, что такая нешаб­лонная учеба позволяет расширить кругозор, пообщаться, что-то пересмотреть в своих подходах.

Этого же мнения придерживались руководители служб реализации в Витебске и Могилеве — Татьяна Агеенко и Сергей Кузьмич соответственно.

В СПОРАХ ЧТО ТОЛЬКО НЕ РОЖДАЕТСЯ

Очевидно, что на руководящих должностях в «Санте» работали и работают личности, которые не позволили превратить учебу в какую-то рутину. Они высказывали свои пожелания, которые будут, видимо, учтены в ближайшее время. Скажем, руководитель службы реализации по Гродненской области Алексей Волков сказал о том, что такого рода мероприятия должны принять системный характер. «Если проводить подобные семинары раз в два года, смысла они иметь не будут, как бы хорошо мы тут ни общались», — подчеркнул он.

Директор по общественному питанию Юрий Полято отметил, что для него было очень полезно посетить данное мероприятие. Но при этом ему, как оказалось, также важно пройти курс обучения по специальным программам для общепита. «Хотя я понимаю: тема грамотного планирования для каждого руководителя сегодня актуальна в любой сфере деятельности», — отметил Ю. Полято.

Ну а руководитель столичного отделения Виталий Целуйко иронично заметил, что начальник в Беларуси — это как поэт в России. И менять свое мировоззрение им, начальникам в смысле, бывает крайне трудно… Хотя порой и полезно для общего дела.

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Помнится, Мольер в пьесе «Мещанин во дворянстве» посмеялся над тем, как ушлые учителя выбивают из героя пьесы серьезные деньги за консалтинговые услуги, говоря современным языком. Консультанты из 17 века объясняли своему клиенту, что он не просто говорит, а изъясняется в прозе; давали уроки танцев, фехтования и хороших манер — всего того, что было необходимо человеку дворянских кровей, но не особо требовалось нормальному французскому буржуа, слепо поддавшемуся веяниям моды своего времени. Получалось забавно. И вот уже более 300 лет эта пьеса идет на ура.

Скажу по-другому. Я в ходе семинара на разные лады провоцировал сантовских абитуриентов вопросами о целесообразности таких образовательных мероприятий. И все респонденты сходились в одном примерно мнении: «Учиться полезно всем нам. Не стоит зацикливаться на каком-то одном, пусть даже очень хорошем образовании, дотошном знании служебных инструкций, текущих достижениях и т. д.».

А самое главное — у людей этих были умные, неравнодушные лица. Они, похоже, на самом деле готовы узнавать и внедрять что-то новое, пусть и непривычное для себя. И это — разумный, пусть и не самый дешевый путь развития любого бизнеса сегодня.