Сезон отпусков может начаться в промышленном секторе раньше обычного

Затоваренность складов продукцией для некоторых предприятий региона приобретает угрожающие размеры.

Об этом губернатор Константин Сумар заявил в понедельник на очередном заседании облисполкома.

О том, что подобная ситуация станет возможной, предупреждали многие эксперты, в том числе со страниц «Вечерки», еще в конце прошлого года. Ситуация в мировой экономике, падение производства в России и других соседних странах не могли не сказаться на сбыте продукции отечественных производителей. В том, что они, пользуясь относительно дешевыми энергоносителями и недорогой рабочей силой, смогут на-гора выдать объявленные 8-10 роста ВРП, мало кто сомневается. Но произвести и продать, как говорят в одном известном южном городе, – «две большие разницы».

Из 115 промышленных предприятий Брестчины, подлежащих модернизации в нынешнем году, 25 сработали с убытками, у 23 снизилась рентабельность продаж. Одной из основных причин негативной тенденции является большая затоваренность складов. Так, складские запасы на Брестском электромеханическом заводе составляют 1137 % месячного объема производства, на чулочном комбинате – 380 %, заводе «Брестсельмаш» – 320 %, на «Цветотроне» – 251 %, «Белалко» – 120 %. Дальнейшее наращивание производства на этих предприятиях может негативно отразиться на финансово-экономической ситуации, справедливо считает мэр Бреста Александр Палышенков.

Но остановка производства – не выход из сложившейся ситуации, убежден руководитель областной вертикали. «Так можно загубить предприятие. Для каждого необходимо выработать своего рода дорожную карту, где будут пошагово прописаны все действия. Продукцию надо уметь продать с толком, об этом в ежегодном послании парламенту и народу говорил и президент страны», – отметил К. Сумар.

Причин затоваренности складов несколько: это и задержки с расчетами за уже поставленную продукцию, и демпинг со стороны конкурентов. Так, в текущем году продажа изделий Брестского чулочного комбината в сети предприятий облпотребсоюза снизилась на 25 %, по системе Минторга – на 34 %. По словам директора «чулочки» Татьяны Моториной, население предпочитает дешевое импортное качественному отечественному. И действительно, надо было видеть, как брестчане в одном из гипермаркетов скупают носки, завезенные из Китая и Узбекистана. Здесь сработал уже другой фактор: создание Таможенного союза и практически одновременное вступление России в ВТО не позволяют белорусскому правительству устанавливать защитные пошлины на продукцию из-за рубежа. С другой стороны, особенности нашей ментальности создают благодатную почву для реализации хлынувшего потока дешевых предметов гардероба. Народ скупает их по принципу «налетай, подешевело!» и лишь спустя какое-то время начинает понимать, что качество, мягко говоря, не дотягивает до брестского.

Не самые лучшие времена переживает нынче и один из крупнейших налогоплательщиков областного центра – ОАО «Брестгазоаппарат». В связи с экономической рецессией в России (куда, напомним, поставляется свыше 60 процентов продукции под маркой «Гефест») резко упал и спрос на брестские плиты. Специально для «Вечерки» ситуацию прокомментировал член наблюдательного совета ОАО Михаил Иоффе: «Мы регулярно обсуждаем эту ситуацию, готовим меры воздействия. Я рекомендовал нанять специалистов консалтинговой фирмы и сделать анализ рынка. Руководитель предприятия сейчас находится в России, встречается с дилерами, прорабатывает возможность новых поставок. Так что, я думаю, ситуацию удастся вырулить. Главное — восстановить поставки».

О том, что планирует предпринять руководство города для поддержки проблемных предприятий, мы расспросили первого вице-мэра Валерия Лаптейкина: «Я бы не стал драматизировать ситуацию, – говорит Валерий Михайлович. – Это не то, что происходит, например, с «Коврами Бреста», где ситуация действительно очень непростая. А в случае с «Газоаппаратом» не может быть даже разговора о финансовых трудностях. Речь идет о проблемах со сбытом. Россия просела. Все просели. Но в этом году большие средства будут выделены на строительство жилья в нашей стране. И продукция «Гефеста» будет востребована в Беларуси. Что касается «чулочки» и других, там тоже нет никакого кризиса. Другое дело, что они не могут накапливать средства под развитие — это да. Но по каждому предприятию прорабатывается комплекс мер. В ближайшее время, я думаю, он будет озвучен».

Источник: vb.by