Ритейлеров ждет работа над ошибками

Эксперт в области девелопмента торговой недвижимости утверждает, что Беларуси стоит задуматься над привлечением известных модных брендов в свои торговые объекты.

Недавно в Минске побывал эксперт в области развития торговой недвижимости, глава департамента консалтинга Стокгольмского офиса международной компании DTZ Тобиас Фроберг. Шведский специалист посетил ряд торговых центров и высказал свое мнение о состоянии местного ритейла и прогноз его дальнейшего развития сообщает EnterInvest.

-- Ситуация, которая сложилась сейчас в Беларуси, напоминает ту, которая наблюдалась в региональных городах России начала 2000-х годов. Она характеризуется отсутствием крупных международных ритейлеров, большого числа известных иностранных брендов, -- отметил ТОбиас Фроберг. -- Существует своего рода классический путь, по которому развивался сектор коммерческой недвижимости во всех странах: от открытых рынков к no-name павильонам и далее к современным торговым центрам. На мой взгляд, Минск находится где-то посередине этого пути.

Как подчеркнул эксперт, практически все в торговых центрах, которые он посетил, требует развития. Проекты имеют немало очевидных ошибок с точки зрения концепций. Это касается и архитектуры, и расположения арендаторов. Неэффективно используются существующие торговые площади, часто есть ошибки в зонировании магазинов, например, неверно расположены входы\выходы, лестницы между этажами.

При этом существует определенная закономерность формирования торгового центра. Функцию так называемых «якорей» в европейских торговых объектах выполняют магазины продуктов, электроники, товаров для дома, мебели. А вот основа дохода центра, а значит и девелоперов и инвесторов – это fashion – модные магазины. Беларуси стоит учитывать этот международный опыт в планировании концепций и работать над привлечением известных модных брендов в свои торговые объекты.

Среди других дефектов зарубежный специалист назвал то, что расположение категорий и групп товаров несколько отстает от того, как это принято делать по европейским стандартам. При этом ассортимент продукции оставляет желать лучшего, особенно в категории fresh-продукции. вывод напрашивается сам собой: белорусским ритейлерам стоит расширять ассортимент продуктов, наращивать число поставщиков. -- Что касается гипермаркетов, то они на самом деле ими не являются. В Европе «гипермаркет» – это объект, где соотношение food и non-food (продовольственные и непродовольственные товары – одежда, косметика, бытовые приборы) составляет равные пропорции, -- пояснил эксперт. -- В Беларуси же то, что преподносят как гипермаркет, является фактически большим продуктовым супермаркетом.

По его прогнозам, подобная ситуация может продлиться до тех пор, пока в Беларусь не придут международные девелоперы и не предложат более совершенные концепции, где будет все учтено. А чтобы их привлечь сюда, необходимо предпринять со своей стороны определенные шаги. Во-первых, важно вести переговоры с операторами, представителями брендов, имея на руках проработанную концепцию, а не просто «проект в уме», понимая все запросы и критерии работы с международными компаниями. Во-вторых, важно продемонстрировать, что дополнительные страновые риски, которые сейчас удерживают иностранные компании в стороне от белорусского рынка, будут покрыты за счет экономической эффективности. По мнению Тобиаса Фроберга, потенциал белорусского рынка ритейла велик, и он способен смягчить страновые риски. Нужно лишь суметь это показать.