Новый налог на гипермаркеты

Среди 20 крупнейших торговых сетей в Польше половина несет убытки. Рентабельность оставшихся не превышает 1,0—1,5 %, единицы имеют 3,5 %.

После победы на президентских выборах в Польше кандидата правой партии PiS («Право и справедливость») Анджея ДУДЫ крупные торговые сети подсчитывают, во сколько им обойдется предвыборное обещание нового президента. Во время предвыборной кампании Анджей Дуда заявил о необходимости введения налога для ритейла, который, как считает новый лидер, платит слишком маленькие суммы.

Анджей Дуда заявил, что нужно защищать польское предпринимательство, обложив налогом крупные торговые сети. Он не уточнил, о каких сетях идет речь, но, принимая во внимание акцент, сделанный на «польском» предпринимательстве, и то, что крупные торговые сети в Польше принадлежат западному капиталу, понятно — в первую очередь речь идет именно о западных торговых сетях. Дуда приводил в пример венгерский опыт, где с начала нынешнего года введен прогрессивный налог на гипермаркеты — в зависимости от оборотов сети платят до 6 % налога. Как отмечают представители польских и западных сетей, последствия введения налога более чем неоднозначны — как для рынка польского ритейла в целом, так и для конечного потребителя.

По оценкам польских экспертов, если будет введен 6 %-ный налог, то Biedronka (лидер на рынке дисконтов с 16 %-ной долей) станет платить 4,2 % налога, как сегодня платит Tesco в Венгрии. Lidl, учитывая свои обороты, — 1,5 %, а Tesco — 1,4 %. Но платить придется всем, в большей или меньшей степени: как польским, так и западным сетям. И если западные сети, учитывая их обороты, в состоянии это сделать, то польские, как прогнозируют эксперты, скорее всего, не выдержат дополнительной налоговой нагрузки. Да и для крупных сетей это станет ударом по рентабельности. По оценкам экспертов, среди 20 крупнейших торговых сетей в Польше половина несет убытки. Рентабельность оставшихся не превышает 1,0—1,5 %, единицы имеют 3,5 %.

Таким образом, пишут польские эксперты, скорее всего, новый налог заставит западные сети серьезно задуматься о планах в отношении дальнейшего развития. А потребителя ожидает закономерный рост цен — как следствие введения нового налога. По оценкам специализированного ресурса www.money.pl, если обложить все сети, чья площадь более 250 кв. м, хотя бы 1,0 % налога, то польский бюджет получит около 400 млн долларов.

Негативно о новом налоге отзываются не только представители западных торговых сетей, но и польских компаний, ради которых новый налог как будто бы и вводится. Представители польских фирм резонно отмечают, что никакой налог не может пойти на пользу рынку, «поэтому не стоит это обсуждать в категориях «помощь» или «препятствие». По оценке представителя одной из консалтинговых компаний, от введения нового налога пострадают не потребители, а производители. Учитывая жесточайшую ценовую конкуренцию между всеми форматами на рынке польского ритейла, скорее всего, сети не пойдут на повышение цен, а будут добиваться еще большего снижения стоимости от производителей.

Как отметил директор польской Ассоциации торговли и дистрибуции Анджей

ФАЛИНСКИЙ на www.portalspożywczy, моделей и способов обложения налогами торговли существует множество. «Одни считают, что ввести налог нужно только на западные сети, но это совершенно незаконно… Другие, что налог должен быть введен только когда сеть достигнет определенного оборота… Или налоги должны платить самые крупные сети… В любом случае введение такого налога дискриминирует определенную группу игроков на рынке», — отметил он.