Когда ликвидные товары уезжают за рубеж, их место на белорусских полках занимает импорт

Вкусно, очень вкусно бывает на выставках и экспозициях родных производителей.

И этикетки глаз радуют, и слюнки текут… Конечно, далеко не у всех пищевиков получается подобраться к совершенству, но в экспозиционных витринах блестит-переливается очень достойная продукция. Красивая сказка, которая заканчивается в магазине. Куда же исчезла вся красота? Или торговля не желает брать отечественное? Увы, выставочная вкуснятина очень успешно уезжает на экспорт. А что остается родному потребителю? «Остатки» с «экспортного стола» да импортный ширпотреб не самого высокого пошиба?!

В отсутствии патриотизма отечественных производителей обвинять не стоит. Им приходится работать в современных реалиях, которые заставляют добывать валюту. Естественно, освоить зарубежные поставки получается у самых сильных и передовых. На их торговые марки мы и облизываемся на продовольственных выставках и демонстрациях. Скажем, отрасль по производству плодово-овощных консервов в своей массе не является самой успешной. Импорта по многим позициям выше крыши. В этом году из-за ослабевшего спроса производство консервов за 8 месяцев упало почти на 6 %. При этом около 26 тысяч тонн готовой продукции (270 % среднемесячного производства) хранится на складах. А экспорт составляет более 15 % от объемов выпуска. И поставлена задача увеличить этот показатель до 25 % к 2016 году.

Естественно, отраслевые «закрома» затоварены не самой конкурентоспособной продукцией. Тот же Городейский сахарный комбинат проблем со сбытом своих джемов и конфитюров не испытывает. Но более 90 % их уходит за рубеж. Частное предприятие в Новогрудке, выпускающее консервацию из белорусских овощей, тоже львиную долю своей продукции отправляет на экспорт.

Забавная ситуация сложилась на пивном рынке. Успешно растет экспорт, однако объемы производства снижаются, а спрос удовлетворяется за счет импорта. Конечно, как объяснил генеральный директор ОАО «Криница» Григорий Петкевич, поставки за рубеж важны, валютная выручка позволяет снизить риски по обслуживанию номинированных в долларах и евро кредитов. Но потеря внутреннего рынка для отечественной продукции топ-менеджера очень беспокоит. Маржинальность-то продаж в Беларуси более высокая.

Вообще-то, «классикой жанра» считается: предприятие выходит на зарубежные рынки, когда внутренний спрос полностью удовлетворен, но имеется избыток производственных мощностей. Сия парадигма не касается крупной промышленности и машиностроительных гигантов — они по своей изначальной сущности экспортно-ориентированные. Но производители потребительских товаров должны прежде всего удовлетворить чаяния местного покупателя. Внутренний рынок всегда более стабильный. Если, конечно, бренды конкурентоспособны.

Однако в Беларуси сложилась практика, когда для министерств, ведомств и регионов одними из основных «зачетных» показателей являются объем экспорта и сальдо. Понятное дело, что завод или фабрика с устаревшим производством не могут выйти дальше родных границ: если даже продукция «проскочит» по качеству, то «застопорится» по ценовому фактору. Поэтому на выполнение заданий кидают самых сильных и продвинутых.

Например, перед табачной отраслью поставили задачу выйти на положительное сальдо. Мол, программу по импортозамещению выполнили, теперь старайтесь становиться полностью валютонезависимыми. Недавно «крутое» задание получило ОАО «ГТФ «Неман»: каждый год сокращать отрицательное сальдо в два раза. При этом минским коллегам по цеху таких приоритетов, как неоднократно звучало на отраслевых совещаниях, не ставится. Почему? ГТФ и без указок свыше активно развивает экспорт: в этом году планируется поставить за рубеж 4,5 млрд. штук продукции (около 17 % от объема производства), рост в денежном эквиваленте по сравнению с 2012 годом в 6 раз. Современное оборудование, производственная логистика, низкие издержки производства и портфель собственных торговых марок позволяют предприятию обеспечить рентабельный экспорт. Производство же минской фабрики, согласно официальной статистике, на 80—90 % загружено лицензионными торговыми марками. А их за рубеж не поставишь. Поэтому значимый экспорт у столичной табачной компании как таковой отсутствует. Поэтому сильному гродненскому производителю и приходится отдуваться за всю отрасль «никотина».

Чтобы выполнить задание, ГТФ в следующем году придется отгрузить за рубеж в 3 раза больше продукции — около 13 млрд. штук. Вполне реально. Но тогда придется почти пропорционально сократить свое присутствие на внутреннем рынке. Попросту мощностей не хватит. А нарастить их за несколько месяцев нереально. К тому же зарубежные партнеры хотят приобретать продукцию повышенного качества, выпущенную на оборудовании последнего поколения. Но ее сегодня и для собственной торговли с трудом хватает, даже с существующим объемом экспорта.

А что же делать родному ритейлу? Довольствоваться имортозамещающей продукцией «второго эшелона», которая не продается на ура. Разве что дефицит спрос на нее подстегивает. Или заполнять пустующие ликвидные позиции импортом, подчас более дорогим и не самым качественным с точки зрения потребительских свойств? Но как тогда выполнить норматив по доле белорусских товаров в ассортименте? Делать это за счет аутсайдеров? Неконкурентоспособную продукцию на полки можно поставить, а продать?

Конечно, валюта стране необходима. И ее надо зарабатывать. Но за счет ли экспорта импортозамещающей продукции? По целому ряду позиций ей, дай Бог, на внутреннем рынке стабильно закрепиться. И какой макроэкономический смысл продавать свое за рубеж, а потом завозить аналоги из Польши или Европы? Интересная головоломка получается. Возможно, в некоторых случаях целесообразно экономическими рычагами стимулировать хороших производителей для сбалансированности поставок за рубеж и внутри страны? С подакцизными спиртным и табаком вообще все просто: их производство квотируется. По крайней мере, для внутренних поставок. Вот и распределять квоты среди предприятий и поставщиков пропорционально экспортным поставкам. В противном случае в родной торговле может оказаться много низколиквидной продукции. И она быстро падет под ударами импорта. А экспортные рынки — категория шаткая. В любой момент могут «скукожиться». А загрузить производство внутренним спросом уже не получится: место будет занято чужаками с иностранными названиями. Мнение Аудриус Микшис, генеральный директор ОАО «Лидское пиво»:

«Надо иметь крепкие корни»

Пиво — локальный продукт. В мире очень мало мегабрендов, которые ориентированы на экспорт и могут претендовать на долю глобального рынка. Таких торговых марок и производителей можно по пальцам пересчитать — 3—4, не более. По сравнению с ними наши пивные предприятия не гномы, а гномики. В той же России 140 млн. населения, и каждый житель в среднем в год выпивает 80 литров пива, а в Беларуси — чуть более 9 млн. жителей со среднегодовым потреблением около 50 литров. Разница огромная. Поэтому нашим предприятиям необходимо иметь крепкие корни на внутреннем рынке. Если будем уходить на экспорт, наше место займут в Беларуси. Эластичность по цене — огромная. Даже небольшое повышение или снижение цены значительно влияет на объемы реализации. Продажи — это тяжелый труд. И главная цель предприятий должна заключаться в удержании внутреннего рынка.

Российские и международные бренды присутствуют в Беларуси десятилетиями. Они появились, когда отечественное производство только начинало подниматься. Чтобы их победить, необходимо время. А оно несколько упущено. В республике одни из самых жестких в мире ограничений по рекламе. Вроде бы в стране существуют отраслевые программы. Но на деле получается, что одна рука говорит: давай, а другая утверждает: не стоит. В странах, в которых сегодны большое потребление пива, переориентация на более легкий алкоголь происходила за счет рекламных игр, проведения розыгрышей и других акций. Словом, тех мероприятий по продвижению продуктов, которые сегодня в Беларуси запрещены. Жесткое рекламное законодательство и огромные налоги не способствуют развитию производства. Понятное дело, что акцизы всегда будут увеличиваться. И это справедливо. Но неправильно, что они резко скачут вверх. Когда в России ставки увеличили в три раза, пять заводов сразу закрылись.

Источник: respublica.by