Качественное освещение торгового зала увеличивает число лояльных покупателей

13 сентября состоялась отраслевая конференция по вопросам профессионального освещения торговых объектов и объектов общественного питания «Торговое освещение-2013», организованная консалтинговой компанией «РитейлМаркетинг». Об основных правилах торгового света на конференции рассказал руководитель направления проектирования ООО «Авилюкс» Иван ЮРКЕВИЧ, имеющий 10-летний опыт работы в сфере светотехнических расчетов и светодизайна.

Концепция комфортного освещения

Освещение помогает магазину выстроить отношения с покупателем, а также укрепить в его сознании свой неповторимый образ. Важно, чтобы потенциальный покупатель чувствовал себя комфортно на всей территории торгового центра или магазина.

Взаимодействие с клиентом начинается еще до его входа в торговый зал — во входной зоне. По этой зоне покупатели определяют уровень конкретного торгового объекта и решают для себя, входят ли они в состав его целевой аудитории или нет. Поэтому при планировании освещения входной зоны необходимо соблюдать общую стилистику конкретного объекта.

Очень важно, чтобы покупатель не испытывал в солнечный день дискомфорта, заходя в темное помещение. Однако следует соблюдать пропорцию, при которой освещение входной зоны не ярче уровня основного освещения. Поэтому идеальным вариантом является очень яркое освещение входной группы и плавное снижение уровня освещенности ближе к торговому залу.

В настоящий момент не существует строгих норм освещенности. Однако, исходя из мирового опыта, освещение небольших магазинов рекомендуется делать на уровне 600–700 Лк, гипермаркетов — 1000 Лк. Такой уровень освещенности является наиболее комфортным для покупателей. Эти значения могут варьироваться в зависимости от особенностей проекта, окружающих условий и требований заказчика. При недостаточной освещенности торгового пространства (менее 500 Лк) зрение покупателей будет напряжено. В таких условиях вошедший посетитель может испытывать дискомфорт, что не самым лучшим образом скажется на популярности магазина.

Очень распространенная ошибка, особенно в небольших магазинах, — установка стеллажей возле окон с целью экономии на освещении. При этом не учитывается, что даже в самый пасмурный день уровень освещенности составляет около 20 000 Лк, и оборудование, расположенное рядом с окном, за счет эффекта ослепления оказывается полностью выведенным из торгового оборота.

Для того чтобы уровень освещенности соответствовал рекомендуемым требованиям, на этапе проектирования необходимо сделать светотехнический расчет. Данный расчет выполняется для определения оптимального типа, мощности, количества и расстановки осветительного оборудования. Проектирование проводится на специализированном программном обеспечении с использованием фотометрических баз различных производителей. При этом учитываются высота помещения, высота расположенных световых линий, вентиляционных шахт и других коммуникаций. Цвет стен, потолка и торгового оборудования также важен при светотехническом расчете. Так, для магазинов, интерьер которых решен в темных тонах, нужно заранее делать запас освещенности. Особенности цветового восприятия

Другой важный момент, на который необходимо обратить внимание, — это применение ламп с правильной цветопередачей. Цветовое восприятие продукта — важный фактор при принятии решения о покупке. По некоторым данным, более трети продуктов, продаваемых в супермаркетах, приобретаются спонтанно только потому, что они выглядят привлекательно.

Индекс цветопередачи — это способность освещения передавать истинный цвет предмета. Максимальный показатель цветопередачи присущ солнечному свету и лампам накаливания, и равен 100. Все прочие источники света имеют индекс Ra 100. Чем ниже индекс, тем хуже источник света способен передавать истинные цвета предметов. Использование ламп с индексом цветопередачи менее 70 может перечеркнуть все усилия по акцентному освещению разных групп товара. Например, покупатель выбрал на витрине кусок сыра. Отойдя от холодильника, освещенного дорогой специальной лампой, попав под общий свет с индексом цветопередачи ниже 70, он увидит, что его покупка выглядит не так привлекательно. Таким образом, могут быть сведены на нет все затраты на проектирование и приобретение дорогостоящего оборудования. Кроме того, производители тратят миллионы на разработку ярких упаковок и этикеток, призванных стимулировать покупателей к покупке, но при свете дешевых ламп они все будут выглядеть неярко и непривлекательно.

Не менее важным показателем является цветовая температура. Это значение, определяемое цветом освещения, выражается в кельвинах (К). В нашей стране очень распространены бюджетные лампы 765 спектра. Они имеют лучшую цветопередачу, чем дешевые и устаревшие лампы 640 спектра, но цветовую температуру при этом — 6500 К. Все продукты, соответственно, получают голубоватый оттенок, что очень плохо для отделов, продающих фрукты, овощи и другие товары, требующие теплого или нейтрального цвета.

Источники света с цветовой температурой в пределах 5000–6500 К (холодный белый цвет) активизируют покупателя, заставляя его двигаться быстрее. Этим свойством можно пользоваться при проектировании освещения кассовой зоны или для создания общего света в магазинах с большим потоком покупателей, например в гипермаркетах.

Акцентное освещение подчеркивает преимущества товара, привлекает посетителей к конкретному стенду и выделяет товар среди аналогичных. Данный тип освещения является одним из самых сложных в проектировании торгового освещения, так как для каждого вида продукции требуется особый подход. Для освещения мясных продуктов следует применять натриевую лампу с цветовой температурой 2500 К, которая идеально подчеркнет красный цвет мяса. Дополнительно применяются и специальные светофильтры, которые пропускают свет заданной длины волны и приглушают синюю и зеленую составляющие цвета, тем самым усиливая красную.

Свои тонкости есть в освещении разных отделов. Так, для освещения замороженной рыбы применяются металлогалогенная лампа с цветовой температурой 6500 К и дополнительный светофильтр, усиливающий холодные оттенки света. Однако, если на прилавке расположена и белая, и красная рыба, следует применять лампы с нейтральной цветовой температурой 4200 К. А на полках, где имеется только красная и копченая рыба, — теплая лампа 2500–3000 К. При освещении хлебобулочных изделий используются, как и для освещения мяса, очень «теплая» лампа 2500 К и специальный светофильтр, усиливающий красную и желтую составляющую света.

Не менее значимыми товарами в списке продуктов, требующих особого подхода при проектировании освещения, являются сыры. Для их освещения используются лампа с температурой 2500 К и светофильтр, усиливающий желтые оттенки. Однако следует помнить, что если на отдельном стеллаже расположено много видов сыра белого цвета, применяют более «холодную» лампу нейтрального цвета 4200 К. При освещении фруктов самым сложным моментом является обилие красок, которые надо подчеркнуть. Поэтому при освещении фруктовых и овощных отделов применяются лампы с максимальной цветопередачей и невысокой световой температурой. Чтобы предотвратить увядание продуктов, дополнительно используется специальный фильтр против ультрафиолетового излучения.

На сегодняшний день 19 % всей потребляемой электроэнергии на планете расходуется на освещение. Современные инновационные технические средства позволяют сократить ее потребление в этом сегменте до 40 %. Все это говорит о необходимости грамотного выстраивания искусственного освещения в торговом зале. При этом вопрос о применении современных энергоэффективных источников света является актуальным и одним из первостепенных при разработке концепции освещения. На сегодняшний день к таковым можно отнести газоразрядные лампы высокого и низкого давления, люминесцентные лампы и светодиоды.

Возможна ли экономия со светодиодами?

Станислав КОЛЬЦОВ, главный инженер УКС сети «Евроторг»

— Светодиодное освещение — одна из наиболее перспективных технологий искусственного освещения, основанных на использовании светодиодов в качестве источника света. Главное достоинство LED-источников освещения — высочайшая энергоэффективность. Современные светодиоды позволяют получать больше 100 люменов с 1 ватта. Следующими преимуществами использования данного типа освещения являются отсутствие потерь светового потока, высочайшая цветопередача, миниатюрность, эстетичность. Однако, исходя из практического использования, следует учитывать и недостатки. Практика показывает, что окупаемость данных светильников составляет 5–6 лет. Это достаточно большой срок для магазина. Все светодиодные конструкции не окупаются, если не смотреть на ситуацию шире. На данный момент в сети «Евротог» разрабатывается концепция экономии электроэнергии не светодиодами, а с их помощью. Речь идет о вентиляции и системах отопления.

На сегодняшний день я не знаю ни об одном реализованном проекте со светодиодным освещением. По моему мнению, переход на светодиодное освещение просто из экономии электроэнергии невозможен. Если проект окупается за 5 лет и более, то об экономии не может быть и речи. Следует учитывать, что через это же время начинается реконструкция магазина. Экономии можно достичь только при использовании вспомогательных систем, таких как вентиляционные или отопительные. Для того чтобы избежать частой замены светодиодных светильников, нужно устанавливать стабилизаторы напряжения. Такой опыт реализован в одном из банков России, где освещение перестали менять вообще, используя данные стабилизаторы. В сети «Евроторг» также сейчас применяется данный подход, в результате чего экономия электроэнергии составляет 10–15 %.