Индийский парадокс. Как превратить священную корову в золотого тельца?

По информации агентства Reuters, долгое время лидировавшие в производстве молока Соединённые Штаты Америки всё же уступили первенство. Но для рыночных аналитиков это не стало неожиданностью. Индии, которая столь же долго наступала на пятки лидеру, многие прочили победу. В 2022 году здесь надоили вдвое больше молока, чем в США, — 187 958 197 тонн (24 % мирового объёма).

 

Достижение индийских молочников — бесспорно, хотя в пересчете на душу населения индийские 140,6 кг — далеко не лучший результат. К примеру, на каждого жителя Новой Зеландии, занимающей десятую строчку рейтинга, приходится 4364,717 кг. Тем не менее рост объема производства молока на 51 % за восемь лет впечатляет. Совершить стремительный рывок индийские фермеры смогли при поддержке государства. Начатая в 2014 году Национальная программа развития молочной промышленности, имеет целью повышение качества продуктов, увеличение доли организованных закупок, объемов переработки сырья, рост добавленной стоимости и совершенствование маркетинга.

Для европейца, избалованного современными технологиями, индийская система молочного производства необычна. Здесь, по данным Национального совета по развитию молочной промышленности (NDDB), 85 % ферм — средние и малые, по большей части низкорентабельные, содержащие одну-три коровы семейные хозяйства. Для помощи производителям Департамент животноводства и молочного животноводства Министерства животноводства,
молочного животноводства и рыболовства Республики Индия разработал различные схемы оптимизации снабжения животных кормами, улучшения состояния здоровья дойного поголовья, финансовой и технической поддержки молочных кооперативов и организаций, объединяющих фермеров-производителей, а также программы развития молочной промышленности и инфраструктуры животноводства.

Однако в реализации уже первого пункта плана обнаружилась серьезная проблема — инфляция кормов на уровне 30 %. Не одно десятилетие под пастбища отводилось всего 4 % сельскохозяйственных угодий страны. Кормовые культуры до сих пор выращиваются лишь на 4,9 % посевных площадей. Засухи и наводнения усугубили дефицит
питьевой воды, фуража и комбикормов, от которых на 50 % зависит продуктивность скота. При огромном поголовье недостаток кормов становится для отрасли критическим. Недостаток питательных веществ испытывают более 500 млн индийских коров.

Молочное животноводство пострадало и из-за пандемии COVID-19: нехватка ветеринарных врачей в сельской местности затруднила процесс искусственного осеменения коров. В этот же период 184 млн голов крупного рогатого
скота погибло от нодулярного дерматита.

Пока далеки от совершенства индийские технологии производства молока. Мелкие фермеры предпочитают держать буйволов, лучше приспособленных к местному климату и дающих более жирное (7–8 %) и дорогое молоко. У большинства частных и кооперативных молочных заводов нет раздельных систем сбора коровьего и буйволиного мо-
лока, и фасованные продукты чаще представляют собой их смесь.

В торговле, как пишет The DairyNews, очевиден дисбаланс спроса и предложения между штатами. В основном молочное животноводство сосредоточено в Западной Бенгалии, Уттар-Прадеше и Мадхья-Прадеше. На них приходит-
ся около трети национального молочного поголовья. А потребляют больше половины молочных продуктов пять штатов: Уттар-Прадеш, Раджастхан, Гуджарат, Махараштра и Бихар. Для продаж внутри страны это идеальные условия, считает Прашант Трипати, автор исследования, директор по развитию рынков компании Jordbrukare India,
занимающейся изучением рынка молочных продуктов и помощью фермерам в управлении рисками.

Эксперты полагают, что спрос на молочные продукты в 2023 году здесь составит до 205 млн т. Уже сегодня на одного человека приходится в день 427 г молока, что на 22 г превышает средний мировой показатель. Причина тому — демографическое положение страны: около трети индийцев моложе 14 лет, а это наиболее активные потребители
молочных продуктов. На гастрономические предпочтения влияют и процессы урбанизации, и рост уровня доходов населения. По данным ООН, к 2027 году Индия по количеству жителей должна обогнать Китай, соответственно увеличится спрос на молочку.

«Несмотря на незначительный профицит производства молочной продукции, Индия в последнее время начала играть мускулами на мировом рынке, — говорится в исследовании. — Есть спрос на индийское сливочное масло, в том числе топлёное». Согласно информации Управления по развитию экспорта сельскохозяйственных и переработанных пищевых продуктов (APEDA), в 2021–2022 годах Индия продала за рубеж 19 954 т сливочного масла, что примерно в 4,5 раза больше, чем годом ранее.

С началом пандемии коронавируса замедлилась внешняя торговля во всём мире. Замер и молочный рынок. Воспользовавшись вынужденной паузой, Индия поставила другим странам молочных продуктов на сумму 392 млн долларов. Экспорт сухого обезжиренного молока увеличился до 46 285 т в год, то есть практически втрое. Поставки топлёного масла выросли почти на 10 % — до 10 689 т.

Чтобы сохранить позитивную тенденцию в условиях возобновляющейся конкуренции, необходимы серьезные усилия. Правительство создает кооперативы для обеспечения лучшей валоризации индийского молока и расширения экспорта молочных продуктов. Производители постепенно меняют устоявшиеся взгляды на собственную продукцию, переходят с обычного пакетированного молока на продукты с добавленной стоимостью. Наиболее перспективным,
с точки зрения прибыльности, видится сырный сегмент, развитый пока недостаточно. Однако в планах увеличение количества сортов сыра для поставки в общепит и магазины.

По оценкам индийских экспертов и заявлениям самих фермеров, в 2023-м производство молока в стране достигнет 207 млн т, что на 2 % больше результатов прошлого года. При благоприятных погодных условиях прогнозы должны оправдаться. Но и этого недостаточно, чтобы удовлетворить местный спрос, а тем более глобальные амбиции. Многое Индия импортирует из США, Франции, Таиланда, Сингапура, Новой Зеландии, Италии, Нидерландов. В перечне ввозимых продуктов — молочный альбумин, лактоза и лактозный сироп, сухое детское питание, казеин, мороженое, сыры. Всё это в соответствии с религиозными и культурными традициями страны должно производиться из молока животных, никогда не получавших кормовых добавок из кровяной муки, внутренних органов или тканей жвачных животных. На все им портируемые продукты необходим сертификат, подтверждающий соответствие их этому требованию.

Для сокращения импорта правительство Индии выработало Национальный план действий по развитию молочной промышленности. Он содержит пути увеличения доли организованного производства молока с 21 до 50 %. Это откроет фермерам широкий доступ к организованному сектору переработки молока. Соответственно, должны вырасти и их доходы.

Источник: ПРОДУКТ.BY