Что делать, если в купленных продуктах питания обнаружились не предусмотренные производителем “излишества нехорошие”?

На днях я купил в магазине баночку кильки в томатном соусе.

Блюдо, конечно, не для гурманов, но иногда хочется вкусить один из “шедевров”, рожденных советской консервной промышленностью. Предвкушая трапезу, вскрыл банку и... Бр-р-р! Среди мелких рыбешек затесалось нечто многоногое, покрытое пластинчатым панцирем и уж никак не похожее на кильку. Находка оказалась морским тараканом, который водится в северных морях и некоторых больших озерах наподобие Байкала. Однако то, что этот представитель ракообразных относится к ледниковым реликтам, нисколько не умаляет вину тех, кто закатал его в жестяную банку. Консервы российского происхождения, поэтому я не стал устраивать разборки нерадивому производителю, полагая, что это окажется пустой тратой времени. Вместо этого решил провести небольшое журналистское расследование и выяснить, какие еще чужеродные вкрапления попадаются в пищевых продуктах и что делать в таком случае потребителю. “Начинка” из пружины

По словам эксперта общественного объединения “Минское общество потребителей” Игоря Ковбасы, только в их организацию (а подобных структур существует немало) ежемесячно поступает около тридцати жалоб на качество продуктов питания. И во многих случаях поводом для претензии становятся найденные в них посторонние предметы.

— Недавно к нам обратился покупатель молока, обнаруживший на дне пакета слизняка. Чуть раньше поступила похожая жалоба: в кефире был найден червяк, — вспоминает эксперт. — Летом довольно часто в кондитерских изделиях обнаруживается плесень. Как-то родители купили ребенку торт, чтобы отметить его день рождения. Внешне торт выглядел безупречно, его срок годности не был просрочен, а внутри — сплошная плесень.

В практике Минского общества потребителей бывали разные случаи. К примеру, накануне своей свадьбы девушка купила в магазине слоечку, надкусила ее и... сломала зуб. Это за два-то дня до торжества! Как выяснилось, в тесто из-за несоблюдения технологии приготовления попал очень твердый запеченный комок.

Вспоминается довольно известный инцидент многолетней давности, когда в хлебе была найдена игла. После этого мой знакомый не может спокойно употреблять этот продукт: перед тем как откусить от ломтя, обязательно смотрит через него на свет, чтобы удостовериться, что там нет ничего постороннего.

К сожалению, такого рода неприятные и весьма опасные находки встречаются регулярно. Не так давно Минское общество потребителей зарегистрировало случай, связанный с пельменями. Во время обеда мужчине в десну вонзился осколок стальной пружины. А ведь “счастливый пельмень” мог достаться маленькому ребенку. Как выяснилось, металл попал в продукт во время замеса теста на фабрике — на одном из станков лопнула пружина. Кстати, точно так же несколько лет назад в бутылку с пивом угодила ртуть — пролилась из установленного на оборудовании и разбитого ртутного градусника.

Еще одна жалоба — человек подавился торчавшей из селедочного рулетика... зубочисткой. И здесь свою роль сыграл человеческий фактор: работник, который должен был вручную извлекать из рулетиков зубочистки, скрепляющие их в процессе производства, отвлекся от своих обязанностей.

— В последнее время большое распространение получила тушенка из мяса птицы, продаваемая в стеклянных банках, — констатировал Игорь Степанович. — В них покупатели часто находят перья, которые можно считать инородными предметами. Как и примеси в пакетиках с семечками. Чего там только ни находят: траву, всевозможный сор, клопов и прочую живность. И эти посторонние добавки проходят вместе с продуктами питания все этапы кулинарной обработки. К слову, камешки в крупах тоже считаются побочными предметами и могут на вполне законных основаниях вызвать претензии потребителей.

Цепная жалоба Едва не отведав морского таракана, я задался резонным вопросом: что делать в подобных случаях? По словам председателя правления ОО “Минское общество потребителей” Ирины Астафьевой, в Беларуси нет четкого механизма защиты потребителей, однако свои права отстоять все же можно.

— При явных признаках ненадлежащего качества продукта питания покупатель первым делом должен обратиться в магазин, где он был куплен, — пояснила Ирина Ивановна. — Продавец обязан рассмотреть жалобу и либо вернуть деньги за товар, либо произвести его замену. Это так называемое возмещение материального ущерба.

Нужно сказать, что продавец практически всегда старается урегулировать конфликт мирным путем. Например, из примерно тридцати жалоб, поступающих в Минское общество потребителей, 25—27 “погашаются” мирным путем. Дело в том, что при заключении договора поставки с субъектом хозяйствования продавец оговаривает вероятность возврата от потребителя продукции, и все издержки ложатся не на продавца, а на производителя.

В большинстве случаев претензии потребителей удовлетворяются, даже если у них не сохранился кассовый чек. Факт покупки фиксируется на кассовой ленте. Да и на упаковку многие магазины наносят свои “опознавательные знаки”.

Второй шаг — возмещение морального ущерба, если вы на этом настаиваете. Так как согласно закону о защите прав потребителей продавец не обязан возмещать моральный ущерб, покупатель некачественного продукта питания может обратиться с иском в суд.

Если вы думаете доводить дело до суда, Ирина Астафьева советует сохранить соответ-ствующие улики: сфотографировать товар со всеми его изъянами, заручиться свидетельскими показаниями, возможно, даже заморозить быстро портящуюся продукцию. Суд должен принять во внимание эти детали.

То же самое касается возмещения физического вреда (если инородным предметом, содержавшимся в продукте питания, была нанесена травма). В этом случае сразу же после инцидента необходимо обратиться к врачу, который даст заключение о причине травмы, и зафиксировать факт покупки товара в определенном магазине (возместить материальный вред). А после этого — опять-таки в суд.

— В некоторых случаях доказать несоответствующее качество товара может только экспертиза, которую в связи с несовершенством системы защиты прав потребителей провести довольно сложно, — признает Ирина Ивановна. — Например, кто возьмется оценить гречневую крупу, в которой потребителю попался камешек? Однако даже “бракованную” крупу можно вернуть в магазин, ведь продавцу гораздо выгоднее сохранить симпатию покупателя, чем спорить с ним из-за небольшой суммы денег.

Подлог не пройдет

Выиграв суд, можно ожидать различных компенсаций. Однако специалисты предупреждают, что на особые барыши рассчитывать не стоит. Скорее, это будет не прибыль в ваш карман, а убытки для продавца и производителя. Именно поэтому в Беларуси не получает распространения так называемый “потребительский экстремизм”.

— Теоретически можно в ту же гречку насыпать камешков и попытаться устроить скандал, — делится соображениями Ирина Ивановна. — Однако подобный подлог грозит наказанием для самого скандалиста. Назначенная судом экспертиза может точно доказать, был ли камешек в крупе изначально или попал туда из огорода жалобщика. Недавно, например, в глазированном сырке нашли гайку. С помощью ряда процедур можно точно определить, была ли она в сырке изначально или ее засунул в него “вредный” покупатель.

В качестве примера можно взять ту же кильку в томате и морского таракана. Не очень сложная экспертиза докажет, что ракообразное прошло такую же обработку (термическую, маринадную и т. д.), как и рыба. Наверняка в общей массе кильки обнаружатся и частицы таракана. Вот в этом случае будет доказана вина производителя. Не стоит забывать о том, что подобные экспертизы стоят дорого, и в случае проигрыша дела истцу придется оплатить их из собственного кармана. Да и за дачу ложных показаний грозит ответственность.

И все же, на мой взгляд, если мы не научимся отстаивать свои потребительские права, тем самым дисциплинируя производителя и продавца, в следующий раз в консервную банку может попасть еще какая-нибудь “неведома зверушка”. Впрочем, лично я уже вряд ли когда-нибудь куплю кильку в томатном соусе. Так что и производителям есть над чем задуматься, иначе им самим придется есть свои “тараканьи” консервы и запивать “горючими слезами” от понесенных убытков.

Источник: ng.by