Выставочная и иная «Коммунарка-2016»

В январе и феврале столичная «Коммунарка» традиционно успела принять участие в двух ведущих европейских специализированных выставках. Речь идет о международной выставке кондитерских изделий, сладостей и снэков в Кельне. Кроме того, ведущая кондитерская фабрика Беларуси была активно представлена на крупнейшем продовольственном форуме Восточной Европы — «ПРОДЭКСПО» в Москве. Как все это (и не только это) было — в нашем репортаже…

     

В начале года «Коммунарке» требовалось определиться, как его проводить, чем удивлять, какие ставить задачи перед собой и партнерами и т. д. Кроме того, всегда (а сейчас — вдвойне) важно и себя показать на международном рынке, и других на нем посмотреть и оценить. Вот поэтому специалисты «Коммунарки» который год кряду едут в Кельн и Москву, где выставляются с большим фирменным стендом. Хоть это — весьма недешевое удовольствие. И дело даже не в деньгах, а в том, что они должны приносить практическую отдачу… либо новые знания и навыки.

Вступление затянулось. Мы начнем текст этой публикации с общего теоретического блока, с замахом на практику.

Весьма парадоксальные тенденции

Итак, что показала выставка в Кельне — своеобразный «парад планет» для кондитеров со всего мира? Вроде бы, общемировым трендом для кондитерского рынка оказался следующий: увеличивать и дальше производство продукции, относящейся к премиальному классу. Однако, если присмотреться чуть пристальнее, становится ясно: такая тенденция актуальна для компаний Западной Европы, для так называемого зрелого рынка, где производители сознательно переводят часть своей продукции из среднего ценового диапазона в премиум-сегмент. Эта философия касается и использования максимально натуральных, а потому дорогих ингредиентов, и уникальной оригинальной упаковки, и ставки на здоровое питание.

В общем, любые инновации в отношении достаточно стандартных продуктов в Европе признаны основным фактором успеха. Грубо говоря: заверни в яркий дизайнерский фантик супердорогую конфету со своей историей, ориентированной к потребителю, — и рынок этот продукт с удовольствием проглотит. Вроде бы, белорусским кондитерам работать впредь нужно так и только так?

Но участие «Коммунарки» в выставке в Москве выявило уже совершенно иные стратегии. Вкратце они выглядят так. Рынок кондитерских изделий в России существенно уступает рынку Западной Европы. А в силу пресловутого кризиса наиболее перспективными сегментами с точки зрения оборачиваемости становятся как раз наоборот — эконом- и среднеценовой сегменты. Премиум-сегмент в российской кондитерской отрасли не является массовым. По большому счету, это — взаимоисключающие тенденции. И вот теперь самое время рассказать, как в данной парадоксальной ситуации видит себя «Коммунарка».

 

Все в наших руках

Генеральный директор предприятия Иван ДАНЧЕНКО отмечает, что на выставках в Москве и Кельне большой интерес вызвал новый шоколад «Plan B». Этот шоколад весьма оригинально подан с точки зрения маркетинговых стратегий: качественный продукт, который решает твои проблемы. Плюс новый бренд «Заодно» тоже не оставил равнодушными гостей стенда на обоих форумах. Необычные вкусы, редкие эксклюзивные сочетания, яркая упаковка — все это козыри в переговорах с потенциальными покупателями.

Кроме того, им предложили оригинальную философию брендов, имеющих свою концепцию, историю, стратегию, четко направленную на определенные потребительские аудитории. Хорошо это или нет, но голые разговоры о «вековых традициях качества» сегодня плохо воспринимаются.

«Молодежи во всем мире нравятся эксперименты и умение отойти от традиций — нет проблем, — отмечает Иван Данченко. — Возможность попробовать абсолютно нетрадиционный для «Коммунарки» продукт ей активно предоставляется».

В то же время столичное предприятие никогда не сбрасывало «с парохода истории» классической продукции. Шоколад «Любимая Аленка», конфеты «Красная Шапочка» и «Белочка» (кстати, любимые конфеты руководителя «Коммунарки») привлекли внимание гостей выставок в Кельне и Москве. Так же, как это было десятки лет назад. Классику на «Коммунарке» никто не отменял и не отменит.

Другое дело, что теперь свободное хождение кондитерских брендов, созданных во времена СССР, парадоксально затруднено на территории союзного государства. И это — традиционная площадка для более активной работы политиков, законодателей в рамках ЕАЭС. Но от политики будем возвращаться к более актуальным для нашего издания маркетинговым технологиям.

Посмотрим в будущее, не забывая про настоящее

«Нам нужно создавать новые бренды, завоевывать молодежную аудиторию, — так видит будущее «Коммунарки» его руководитель. — Вместе с тем глупо внедрять в ее сознание преклонение перед Западом. Никто ведь не отменял понятие «патриотизм», в Беларуси во всяком случае».

Мы уже не раз писали о том, что технические и технологические возможности «Коммунарки» сегодня близки к европейским стандартам. Другое дело, что в период кризиса тяжело выходить на рынок с дорогими брендами. Если он не западноевропейский, конечно. Потребители же в Беларуси и России берут либо привычное, либо предельно дешевое. К тому же перед белорусскими производителями стоит задача снижать цену продукции, но не в ущерб качеству.

И вот этот правильный посыл не так просто наполнить реальным смыслом. Поясним эту мысль. Объективно говоря, доходы населения в 2016 году не растут. О том, что в России минимум 80 % производителей молочной продукции «балуются» с дешевым пальмовым маслом — общеизвестный факт. Но вот что интересно — про другие пищевые отрасли и про то, какие добавки вместо натуральных используют в России или, к примеру, на Украине, — информации практически нет. При этом имеется опасность того, что в Беларусь начнут попадать дешевые и, по сути своей, довольно опасные продукты, пусть даже и официально сертифицированные.

И вот такая перспектива серьезно беспокоит Ивана Данченко, радеющего за нормальное будущее и подлинное качество для кондитерского рынка Беларуси. Возможно, поэтому слова из Гете «лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой» звучат для него и для нас как-то по-особому.

В общем, в 2016 году «Коммунарка» планирует, с одной стороны, доказывать, что качество и натуральность — не просто красивые  слова, с другой — заниматься цивилизованным удешевлением себестоимости своей продукции. Плюс остро ставить вопрос о том, что должно официально считаться фальсификатом, а никак не критическим импортом. Таков, с позволения сказать, «тренд-2016» для всего отечественного продовольственного рынка в целом и кондитерского — в частности. 

P. S. СОАО «Коммунарка» принимало участие в знаковых конкурсах, которые ежегодно проводятся на «ПРОДЭКСПО» в Москве. Все прошло по традиции успешно. Ведущая кондитерская фабрика страны была, как и год назад, удостоена звания лауреата конкурса «Лучший продукт». Кроме того, два вида продукции получили медали в формате этого форума. Это продукты из упомянутой уже брендовой линейки «Plan B»:

 «Plan B» с вишней и перцем; «Plan B» молочный с печеньем и карамелью