ВСЛЕД ЗА ПОЛЬЗОЙ. Если бы дети знали, если бы взрослые могли…

На протяжении многих лет научная работа ряда сотрудников РУП «Институт мясо-молочной промышленности» посвящена исследованиям по разработке молочных продуктов для детского питания. О том, что сделано, какие новинки появятся в скором времени и почему сегодня их производство и вывод на рынок остаются проблемой, рассказывает заведующая лабораторией прикладных биотехнологий и детского питания Наталья ЖАБАНОС.

По сложившейся сейчас терминологии, у нас принято считать, что от рождения до трех лет — дети раннего возраста, с трех лет до шести — дошкольного возраста, а с шести лет — школьники, которые условно делятся на младших, средних и старших. Для каждой возрастной группы определены рекомендуемые нормы физиологических потребностей в питательных веществах, витаминах и минералах. Для достижения сбалансированности рационов разрабатываются продукты детского питания, пищевая ценность которых «привязана» к обеспечению физиологических потребностей.

Наиболее жесткие требования по пищевой ценности молочных продуктов предъявляются к ассортименту для детей раннего возраста, особенно первого года жизни, находящихся на искусственном или смешанном вскармливании. Безусловно, в этот период основным и самым гармоничным продуктом является материнское молоко, но при его недостатке врачи рекомендуют для вскармливания адаптированные смеси, приближенные по показателям пищевой ценности к женскому молоку.

В настоящее время формализованы требования к пищевой ценности адаптированных смесей более чем по 50 показателям. При разработке рецептур адаптированных смесей происходит варьирование большим числом ингредиентов для обеспечения максимального приближения значений биологической и пищевой ценности к соотношению белков, жирнокислотному, аминокислотному и витаминно-минеральному составам женского молока. Технологически задача также решается по-разному. На белорусском рынке в настоящее время присутствуют преимущественно сухие адаптированные смеси. В то же время на российском рынке уже не первый год уверенно расширяют данный сегмент этой продукции готовые к употреблению стерилизованные адаптированные смеси — как начальные формулы (с рождения до 6 месяцев), так и последующие (с 6 до 12 месяцев). Причем представлены они как пресными, так и кисломолочными вариантами.

В настоящее время в сотрудничестве со специалистами Республиканского научно-практического центра «Мать и дитя» мы заканчиваем разработку стерилизованной смеси для детей с шестимесячного возраста. Отработка технологических параметров изготовления такого многокомпонентного продукта проводилась на специализированных мощностях ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат». Мы очень признательны руководству предприятия за предоставленную возможность воплощения наших идей и теоретических наработок в жизнь. Особую благодарность хочется выразить главному технологу, специалистам и сотрудникам цеха детского питания за поддержку, непосредственное участие и поиск оптимальных решений этой непростой задачи. Благодаря общим усилиям выработаны опытные партии адаптированной смеси «Карапузик» для детского питания с шестимесячного возраста, проводится клиническая апробация смеси в РНПЦ «Мать и дитя». На сегодняшний день предприятие, на котором будет осуществляться внедрение разработанной смеси, не определено.

Перед специалистами института всегда стояли задачи формирования ассортимента продуктов детского питания, в том числе разработка специализированных продуктов. Абсолютное большинство молочной продукции для детского питания, производимой в нашей республике, разрабатывалось сотрудниками института. В последние годы при создании продуктов детского питания особый акцент сделан на функциональность этих продуктов и их пробиотическую направленность. Установление функциональных свойств продуктов «Беллакт ГА», «Беллакт БЛ», «Бифидобакт детский», «Бифитат», «Цветик-семицветик», «Бифи-мульт» осуществлялось путем клинической апробации. На основании результатов клинических исследований в документацию внесены и в установленном порядке согласованы рекомендации по использованию этих продуктов в детском питании.

Хочется особо обратить внимание на разработанные нашим институтом диетические кисломолочные биопродукты для детей дошкольного и школьного возраста под маркой «Бифи-мульт». При поддержке ЧУП «Мозырские молочные продукты» осуществлены клинические исследования этих биопродуктов в городской инфекционной больнице г. Минска. По результатам исследований установлено, что биопродукты «Бифи-мульт» благотворно влияют на состояние желудочно-кишечного тракта, микробиоценоза кишечника, что позволило присвоить им статус диетических. Необходимая для постановки на производство документация на продукты передана ЧУП «Мозырские молочные продукты», но сегодня предприятие активно проводит модернизацию своих мощностей по выпуску продуктов для детского питания и пока не готово осуществить постановку на производство.

В нашей республике законодательно не ограничено изготовление продуктов питания для дошкольников и школьников в специализированных цехах: такие продукты могут производиться на существующих основных мощностях в начале смены или после мойки оборудования. Сегодня мы готовы передать комплект документов другим заинтересованным предприятиям, причем на безвозмездной основе, так как очень хочется, чтобы продукты поскорее заняли свое место на полке.

Институт не понаслышке знаком с проблемами производителей детских продуктов, поскольку у нас действует участок детского питания, в ассортименте которого — кисломолочный продукт детского диетического профилактического питания на основе адаптированной смеси «Бифидобакт детский», предназначенный для самых маленьких деток с трехнедельного возраста. В некоторой степени этот продукт можно отнести к заменителям женского молока. В связи с тем, что наша страна присоединилась к Международной конвенции о поддержке грудного вскармливания, то реклама этого продукта в средствах массовой информации запрещена. Поэтому мы рассказываем о нем лишь врачам-педиатрам детских поликлиник.

Другой наш продукт — йогурт «Заюшка», предназначенный для детей с одного года, — пользуется спросом, но объемы его выпуска небольшие. В 2013 году в рамках отраслевой программы «Детское питание» завершена разработка кисломолочных биопродуктов детского диетического профилактического питания с повышенным содержанием белка для детей старше одного года. По одной из рецептур кисломолочный биопродукт «ЛисаВета» с пищевыми волокнами и натуральным фруктовым наполнителем будет производиться в институте. Из сухих молочных компонентов сделать кисломолочный продукт достаточно сложно, однако путем варьирования молочных и немолочных компонентов, подбора комбинации бактериальной закваски мы добились хороших органолептических показателей продукта, а отнесение его к группе диетических свидетельствует о полезности.

Год за годом при создании новых продуктов детского питания возникают и находят решение немало проблем. Но основным остается вопрос, где осуществить внедрение разработок. Выпуск молочных продуктов для детей раннего возраста может производиться только на специализированных мощностях. При этом еще одно существенное условие производства молочных продуктов для детского питания — наличие специальной сырьевой зоны, что означает определенные подходы к содержанию и кормлению животных, дающих молоко, что строго отслеживается в соответствии с законодательством. Используемое сырье должно быть не ниже высшего сорта и, естественно, дороже для предприятия. Упаковка в соответствии с законодательством практически индивидуальная и тоже недешевая. Получается, что молочный завод, как мама, должен давать детям самое лучшее, то есть контролировать процесс и быть уверенным в том, что на полку отправляются безопасные и качественные продукты. При этом детские кисломолочные продукты имеют небольшие сроки годности (пять-десять суток) и в связи с этим не являются слишком желанными для крупных торговых сетей. Нетрудно сделать вывод, что при таких условиях производство молочных продуктов, особенно кисломолочных — наиболее полезных, по моему мнению, для детей, образно говоря — головная боль для предприятий. Поэтому они предпочитают жить без нее.

При формировании рационов питания организованных детских коллективов, конечно, используются научные подходы, но доминирующим фактором является цена. Несколько лет тому назад ученые БГМУ в ходе исследований фактического питания в дошкольных учреждениях установили, что в рационах низкое содержание кальция — около 65 % от рекомендованного уровня потребления, а фактическое потребление молочных продуктов составляет около 75 % от норм, установленных Министерством здравоохранения.

В такой ситуации школьная или детсадовская столовая не считает необходимым закупать молоко именно для детского питания. В то же время молочный завод, который производит детское питание, должен выполнить все требования регламента. Если разобраться, то предприятие должно сделать очень многое. Как уже говорилось выше, на нем лежит создание сырьевой зоны, обеспечение отдельных технологических мощностей, выработка всевозможного ассортимента продукции и упаковка ее в небольшие стаканчики, рассчитанные для разового употребления. Кроме того, нужно прорекламировать продукт. Все эти затраты ложатся на себестоимость продукта. И когда мама видит в магазине молоко для детского питания в достаточно дорогой разовой упаковке объемом 200–250 мл по цене, сопоставимой со стоимостью литрового пакета обычного молока, то выбор происходит в пользу второго. Такая же ситуация и с другими продуктами. К сожалению, взрослые плохо проинформированы о том, что требования к молочной продукции для детского питания по показателям безопасности в 10 раз жестче, и что для детского питания используется только молоко высшего сорта. Вот и получается, что рентабельность цельномолочных продуктов детского питания невысокая. А отсутствие единого подхода к качеству и безопасности пищи для наших детей у предприятий-производителей продуктов детского питания и комбинатов школьного питания, предприятий общественного питания (столовых, пищеблоков и др.) дошкольных и школьных учреждений приводит к низкому спросу на этот ассортимент и соответственно падению объемов выпуска молочных продуктов для детского питания. Раскачать эту ситуацию к положительным сдвигам пока не удается.

Сегодня много говорится о необходимости развития экспорта научных разработок, чтобы зарабатывать валюту. При этом нужно учесть, что какая-то часть результатов исследований имеет конфиденциальный характер, так как мы используем для проведения работ бюджетные деньги, а сложившегося механизма продажи разработок нет. В связи с чем я считаю, что экспортная составляющая нашей работы должна рассматриваться в контексте работы отечественных предприятий, уверенно экспортирующих свою продукцию. Мы готовы передавать предприятиям для освоения как уже готовые разработки, выполненные в рамках государственных программ, так и, используя накопленный опыт и имеющийся научный потенциал, проводить совместную работу по созданию технологий и ассортимента продукции, востребованных на рынках. Хорошим примером в этом отношении я считаю разработку специализированного гипоаллергенного продукта на частичном гидролизате белков молока для детей с проявлениями аллергии «Беллакт ГА». Институт выполнил комплекс исследований фундаментального и прикладного характера, разработал продукт, осуществил на базе РНПЦ «Мать и дитя» его клиническую апробацию и передал комплект документации для освоения Волковысскому ОАО «Беллакт». Таким же образом сложилась ситуация и со смесью для детей с проявлениями лактазной недостаточности «Беллакт БЛ». В настоящее время эти продукты есть на прилавках наших магазинов и в достаточно большом объеме экспортируются.

[Йогурт «Заюшка» и «Бифидобакт детский-0» —

продукты участка детского питания

РУП «Институт мясо-молочной промышленности». ]

[Биопродукт и биотворог для детского питания ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат».]

Увеличить и стабилизировать спрос на детский ассортимент молочной продукции специализированных перерабатывающих предприятий, а также на сырье с необходимыми качественными характеристиками, позволило бы приведение к единому знаменателю требований качества и безопасности для продукции, изготавливаемой промышленными предприятиями и реализуемой объектами общественного питания в учреждениях Министерства образования для питания детей в организованных коллективах. В настоящее время цена продукции для детского питания относительно покупательской способности достаточно высока. В силу ограниченности средств, имеющихся на организацию питания детей, детские сады и школы не всегда могут ее закупать. В этой ситуации разумно было бы осуществить разработку республиканских или региональных программ ежедневного обеспечения дошкольников и школьников в организованных коллективах порционной разовой упаковкой молочного (кисломолочного) продукта, произведенного по специально разработанным рецептурам с показателями качества и безопасности, установленными для продуктов детского питания. Этот подход поможет сформировать для предприятий-изготовителей своеобразный «школьный заказ», что позволит при увеличении объема продукции снизить ее себестоимость, улучшить реализацию ассортимента продукции для детского питания, а наших детей обеспечить вкусными и полезными молочными продуктами гарантированного качества. Такой положительный опыт есть в Российской Федерации, где в 46 регионах реализуется программа «Школьное молоко».

При этом нужны широкая информационная поддержка программ, соответствующая волна социальной рекламы детского питания. Даже для взрослых стоит проводить ликбез по подходам к здоровому питанию, а уж детям тем более необходимо рассказывать, почему лучше съесть 100 граммов творога или выпить стакан молока, чем утолить аппетит красивым пирожным или солеными чипсами. Говорить об этом нужно всем и каждому в форме, доступной для понимания детьми всех возрастов. Оно того стоит, ведь мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас.

[Производство продуктов для самых маленьких — очень ответственная задача. В настоящее время с ней успешно справляются специалисты предприятий, имеющих специализированные цеха детского питания. Таких цехов у нас в республике не так много, их можно перечислить по пальцам. Кроме ОАО «Рогачевский МКК», это цеха на предприятиях холдинга «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка», Минский молочный завод № 1, ОАО «Молочные продукты» (Гомель), ЧУП «Мозырские молочные продукты» и участок детского питания нашего института, где производится «Бифидобакт детский» (кисломолочный продукт на основе адаптированной смеси) для детей с трех недель до пяти месяцев и старше. Единственным отечественным производителем сухих адаптированных смесей для детского питания является Волковысское ОАО «Беллакт»]

[В Беларуси молочного сырья необходимого качества достаточно и, казалось бы, есть все возможности для обеспечения наших детей полезными кисломолочными напитками, творожками, в том числе сбалансированными по витаминно-минеральному составу. В отрасли постоянно совершенствуется документация, однако по-прежнему технические регламенты не распространяются на основных потребителей молочных продуктов для детей — организации, обеспечивающие питание в организованных детских коллективах.]