Ветчина рождается на поле

Дешевое мясо можно вырастить и без антибиотиков, если использовать качественные корма. В ближайшее время в России будет принят новый техрегламент на мясо и мясную продукцию.

В ближайшее время в России будет принят новый техрегламент на мясо и мясную продукцию, а потому всем экспортерам придется «приноровиться» к новым требованиям, в том числе и по содержанию антибиотиков. Пока же это основная причина, из-за которой с определенной периодичностью возникают проблемы с поставками, передает Рэспублiка.

Вместе с тем Беларусь отправляет в Россию мясной продукции более чем на $ 350 миллионов в год. Готова ли отечественная отрасль оперативно отреагировать на новый техрегламент соседей? Можно ли вообще отказаться от антибиотиков в сельском хозяйстве? Как развивается племенное животноводство в Беларуси и каким способом можно снижать себестоимость готовой продукции? Эти и многие другие вопросы обсуждались во время круглого стола, организованного «Р». В нем приняли участие начальник Главного управления интенсификации животноводства и продовольствия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Геннадий СУДЕНКОВ, главный технолог этого же управления Елена РОГОЙША, заместитель генерального директора РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук по животноводству» Игорь ПЕТРУШКО, заведующая отделом технологии мясной продукции РУП «Институт мясомолочной промышленности» Светлана ГОРДЫНЕЦ, главный специалист управления оценки соответствия и лицензирования Госстандарта Неля МОЖАЕВА, представитель торгово-обслуживающей польской фирмы «ПАНДА» в Беларуси Дмитрий БОРИСОВЕЦ.

«Р»: Прежде всего давайте поговорим о том, как выглядит сегодня отечественный мясной рынок. Каковы его структура и особенности? Какие направления наиболее перспективны в мясопереработке?

Геннадий Суденков: Белорусская мясная отрасль уже сложилась, структура животноводства из года в год практически не меняется: 41 % составляет крупный рогатый скот (КРС), 34 % — свиноводство, 25 % — птицеводство. В прошлом году в республике произведено 1204 тысячи тонн мяса скота и птицы: 481 тыс. тонн мяса свиней, 463 тыс. тонн мяса КРС и 256 тыс. тонн мяса птицы. Вместе с тем десять лет назад мы производили 1558 тысяч тонн мяса скота и птицы, причем из них 951 тыс. тонн составляло мясо КРС, 336 тыс. тонн — свиньи и 155 тыс. тонн — птицы. А вот мясное скотоводство у нас только зарождается. Если сегодня в стране 3954 тысячи голов крупного рогатого скота, из них чистопородных коров мясных пород только 7500. Это значит, что основные объемы говядины мы получаем от скота молочного типа, отсюда и убыточность ее производства. Что касается свинины, то изначально, в 60—70-е годы прошлого столетия, в Беларуси делали уклон на сальный и мясосальный типы (белорусская черно-пестрая порода, белорусский тип крупной белой породы). Сейчас переработке требуется больше мяса, и свинокомплексы акцентируют на этом внимание. В республике созданы новые породы (белорусская мясная, белорусская крупная белая) и типы (белорусский тип в породе дюрок) с улучшенными мясными и откормочными качествами. Работают предприятия, которые выращивают более скороспелые и окупаемые породы (ландрас, йокшир). Приобретаем импортных хряков для промышленного скрещивания.

Игорь Петрушко: Животноводческая отрасль сегодня является ведущей в белорусском сельском хозяйстве: ее доля в валовом продукте составляет около 60 %, а в структуре экспорта сельхозпродукции – около 90 %. Мы не только обеспечиваем внутренний рынок высококачественной продукцией, но и каждую «лишнюю» тонну продаем на экспорт. Правда, если потребление мяса птицы и свинины в Беларуси соответствует или близко к рекомендуемым медицинским нормам, то потребление говядины в республике ниже оптимальных показателей.

Да, мы производим значительное количество молока, по его объемам на душу населения входим в число ведущих стран мира. Но следует учитывать, что с увеличением средних удоев, голштинизации молочного скота качество получаемой говядины непременно будет ухудшаться. Хорошее мясо нужно получать или от мясных генотипов, или от молодняка молочных пород, убитых в определенной весовой кондиции.

За последние 5 лет численность коров у населения резко сократилась — практически в 2 раза. А это ежегодная потеря около 200 тысяч голов телят, от которых можно было бы получать качественную говядину.

Вот почему наш центр выступает за развитие мясного скотоводства как отрасли. Считаем целесообразным иметь поголовье мясных коров в 150—200 тыс. голов. Работы по созданию мясных стад в республике уже успешно ведутся. При соответствующем государственном подходе можно получать качественную и дешевую говядину в достаточном количестве.

«Р»: Россия и страны Евросоюза совершенно два разных региона. Какие принципиальные различия есть между отечественным и зарубежным регламентами и что стоит учесть нашим производителям?

Светлана Гордынец: Мы тщательно анализируем требования Евросоюза и Российской Федерации, чтобы по возможности установить свои нормы, соответствующие обоим регламентам. Что касается различий, то в России, например, сегодня действуют более жесткие условия по показателям безопасности к мясу мехобвалки: по размеру костных включений, содержанию кальция… Белорусские производители это учтут, сейчас будет разрабатываться новая технология мехобвалки. В целом отечественная мясная продукция отличается высоким качеством. Наши министерства и ведомства работают над совершенствованием нормативно-правовой базы, ужесточают и разрабатывают новые стандарты. Так, например, сейчас стандартом СТБ 126 регламентируются требования к сырью и сортности вареных колбасных изделий: в высшем сорте не допускается использование растительных компонентов, в других категориях содержание мяса должно быть не менее 60 %. Кроме того, сейчас проводится большая работа по разработке стандартов на детское питание и сырье для него. В России такие регламенты уже действуют, нам же еще необходимо ввести ряд требований.

«Р»: Если говорить о санитарной составляющей, можно ли сегодня вырастить животное, исключив применение антибиотиков?

Геннадий Суденков: Вряд ли целесообразно говорить о полном отсутствии каких-либо веществ. Но стоит помнить: антибиотики – это не только лекарства. Бывает, что животное может съесть подопревшее зерно, и тогда какая-то доля плесени с содержанием пенициллина попадет в организм. Главное – грамотное использование компонентов. Ведь сегодня в животноводстве применяется ряд белково-витаминных добавок, позволяющих увеличить привесы, и по говядине и свинине сегодня проблем нет. Кроме того, ведется жесткий контроль. Если животное заболевает, с ним работают отдельно, и оно не попадет в общий поток производства продукции.

Дмитрий Борисовец: Стоит отметить, что уже существуют и новые технологии в процессе выращивания животных. Так, компания «ПАНДА» совместно с партнерами реализует проект «Безопасные продукты», цель которого – отказ в животноводстве от применения антибиотиков, стимуляторов роста и других соединений для лечения. Уже разработаны и тестируются добавки на основе натуральных растительных экстрактов с антибактериальным действием, фитопрепараты, вакцины без содержания антибиотиков, которые стимулируют рост животных. Кстати, данная программа широко известна в России. Там ее тщательно изучают, и на некоторых экспериментальных площадках уже проводятся опыты по промышленному применению фитопрепаратов, отдельные из которых сейчас регистрируются. В рамках проекта также ведутся переговоры с европейскими производителями медпрепаратов для роста животных. К слову, страны Евросоюза уже к 2011 году планируют полностью отказаться от антибиотиков в животноводстве. Сегодня они теряют актуальность: микроорганизмы быстро адаптируются к лекарствам, постоянно мутируют, а потому с каждым разом приходится применять более сильные препараты.

«Р»: Готова ли белорусская отрасль к внедрению инновационных проектов или для нас это пока слишком дорого? И каким способом можно сегодня снижать себестоимость мясной продукции?

Дмитрий Борисовец: Данный проект только развивается и пока не получил в Беларуси широкой известности. Из тех предприятий, которые апробировали подобные вакцины, – агрокомбинат «Дзержинский», в планах – Минская птицефабрика. Для отечественной отрасли нужны рекомендации производителей, которые уже оценили новые препараты. В Европе, например, они показали высокую эффективность: использование натуральных компонентов дает тот же самый эффект по приростам при снижении конверсии кормов. Цена таких добавок и вакцин выше, чем традиционных антибиотиков, но их применение полностью себя оправдывает: продукт абсолютно безопасен. Разумеется, если многие производители на него перейдут, себестоимость мяса снизится.

Игорь Петрушко: Мне кажется, мы начали разговор не совсем с того направления. Речь идет о том, чтобы сегодня на мясокомбинатах получать хорошую продукцию. Но ведь ее качество в первую очередь зависит от сырья, которое поступает на переработку. Следует отметить, что из сырья низкого качества получить высококачественную продукцию невозможно. Хотелось бы остановиться на том, что, помимо антибиотиков, в мясе определяются и продукты защиты растений, и тяжелые металлы, и многие другие вредные соединения, которые попадают в организм животного в основном с кормами. По этому направлению в республике проводится большая работа: разработан проект закона «О кормах», введение которого позволит регламентировать многие показатели, контролировать все технологические процессы производства кормов и наличие любых добавок, что сможет гарантировать высокое качество сырья.

Пока же рентабельность производства мяса птицы составляет порядка 10—12 %, свинины – 4—6 %, а по говядине — минус 22—25 %… Не секрет, что основные затраты в структуре себестоимости приходятся на стоимость кормов (65 %). Сегодня же для производства 1 кг говядины затрачивается в среднем по республике около 13 кормовых единиц (к. ед.), 1 кг свинины — около 5 к. ед. Когда мы сможем снизить эти показатели до 7—8 к. ед. и 3,0—3,2 к. ед. соответственно (а у нас такие сельскохозяйственные организации уже имеются), получим более дешевую продукцию, способную без проблем конкурировать на мировом рынке. Чтобы получить высококачественные корма, необходимо внедрять современные технологии, более тщательно подходить к процессу их заготовки (например, убирать травяной корм в определенные вегетационные фазы, когда он обладает наиболее высокой питательностью). Кроме того, стоит больше внимания уделять кадровому вопросу в сельском хозяйстве: потребность в специалистах, способных работать на новой технике, применять на практике современные технологии, будет возрастать и в дальнейшем.

Геннадий Суденков: Основной путь снижения себестоимости – сокращение затрат на производство и увеличение объемов. При этом есть масса нюансов: начиная с качественной заготовки кормов и заканчивая внедрением новых технологий, качеством техники, стоимостью ГСМ, удобрений…

«Р»: Если говорить об экспорте отечественной мясной продукции, какие перспективы в этом направлении?

Елена Рогойша: Сегодня Россия является для нас стратегическим рынком сбыта. Основным направлением повышения конкурентоспособности мясной продукции является техническое переоснащение перерабатывающих предприятий, которое осуществляется в соответствии с утвержденной Советом Министров Республики Беларусь программой. Проводимые мероприятия направлены на обеспечение ветеринарно-санитарных и технологических требований, гарантирующих выпуск качественной и безопасной продукции, расширение ассортимента, повышение экспортного потенциала отрасли, а также выполнение требований экологической безопасности.

Надеемся, что осуществление этой программы позволит отечественным мясокомбинатам обеспечить выпуск продукции, соответствующей международным требованиям. В настоящее время на всех предприятиях внедрены международные системы качества, получены экспортные ветеринарные номера. Один мясокомбинат уже подал заявку для возможного экспорта продукции в страны Евросоюза. За 7 месяцев этого года организации Минсельхозпрода экспортировали 94 тыс. тонн мяса и мясопродуктов (в основном говядины и свинины), или 129,1 % к соответствующему периоду прошлого года.

До 80 % произведенных мясопродуктов в настоящее время реализуется на внутреннем рынке. Потребность населения в таких товарах, как мясо, колбасные изделия, мясные консервы, полностью обеспечивается за счет продукции отечественного производства. Доля отечественного мяса и мяса птицы составляет 99,4 %, колбасных изделий – 99,9 %, мясных консервов – 96,2 %.

Неля Можаева: Госстандарт также уделяет немало внимания экспорту нашей продукции: с июля этого года у нас действует Программа совместных мероприятий по обеспечению доступа белорусских сельскохозяйственных предприятий на рынки зарубежных государств. В рамках документа с учетом международных требований должны быть разработаны законы «О ветеринарной деятельности», «О кормах», которые будут способствовать развитию экспортной составляющей в мясной отрасли.

Одним из основных мероприятий, направленных на обеспечение качества и безопасности продукции мясопереработки, является проведение активных работ по внедрению систем управления качеством. Так, на большинстве предприятий этой отрасли в настоящее время сертифицированы системы менеджмента качества, соответствующие международному стандарту ISO 9001. Особое внимание уделяется внедрению систем на основе принципов HACCP (анализ рисков и критические контрольные точки). Такие системы внедрены на 38 мясоперерабатывающих предприятиях. Кроме того, с целью реализации комплексного подхода к обеспечению безопасности и качества производства пищевых продуктов на всех стадиях жизненного цикла — от поля до прилавка — осуществляется внедрение международного стандарта ISO 22000. На четырех мясоперерабатывающих предприятиях уже внедрены системы менеджмента безопасности пищевых продуктов, соответствующие этому стандарту.