Свою роль концерны в стране уже сыграли - Иван Данченко

Эксклюзивное интервью председателя "Белгоспищепрома" журналу "Продукт.BY".

Александр Новиков

Стратегия с тактикой

— Иван Иванович, какова задача концерна «Белгоспищером» на сегодняшний день? Как вы относитесь к мнению авторитетных бизнес-структур, суть которого можно свести к одной фразе: каждому предприятию нужно дать максимум свободы, и пусть выигрывает сильнейший? — Пожалуй, основная наша задача — это создание современных производственных комплексов, ориентированных в том числе и на экспорт. Я не то что полагаю, а на сто процентов уверен: потенциал белорусской промышленности не полностью реализован в части выхода на внешние рынки. Будь то сахарная, ликеро-водочная, кондитерская отрасль. Да какое направление ни возьми…

— Может, дело все в том, что исторически перед нашими предприятиями стояла задача кормить «его величество народ», а уж потом все остальное. Со своей доморощенной продукцией лезть в «калашный ряд» считалось как-то и неприлично. Нет? — Возможно, было и так. Но теперь нам необходимо продвигать свою продукцию на все пять континентов. Это и есть главная задача. Что касается вашего вопроса по поводу «максимума свободы» для всех предприятий и т.д… Я к этому отношусь отрицательно. Точнее сказать, в смысле свободы для производителей — положительно. Принципиально здесь то, что будущее в нашей стране — не за хаотично развивающимися предприятиями, а крупными холдингами.

— Возможно, я не так четко выразил мысль. Давайте возьмем последнюю шумную историю. Наш государственный монополист «Кристалл» и частный украинский «Немиров» начали выпускать продукт на белорусских мощностях. Ведь наверняка было сложно скрестить этих, условно говоря, «ужа и ежа», имеющих разный подход к бизнесу? — В сфере технологий вопросов не было. Были и есть проблемы в деле продвижения бренда, умения продавать, выхода на внешние рынки… Да, здесь «Немиров» нас сильнее. Будем учиться. И я повторюсь: будущее на рынке за мощными компаниями, интегрированными в сырьевые зоны. Ничего удивительного, если за такими компаниями окажется государство.

О любимчиках и не только

— В ходе недавней пресс-конференции вы говорили о мощных перспективах отечественной масложировой отрасли, создании холдинга, локомотивом которого может стать Гомельский масложировой комбинат, в развитие которого за два ближайших года запланировано инвестировать порядка 40 млрд рублей. — Это на самом деле весьма перспективное направление. В текущем году за десять месяцев рост производства составил 135% к уровню прошлого года. Но вариантов движения вперед предостаточно. Скажем, за счет мощностей нового холдинга мы сможем замещать импортный продукт, то же подсолнечное масло из Украины и России, расширять производство майонезов, соусов на своих площадках.

— А почему основные инвестиции запланированы в гомельское предприятие, а не в минское? — Столичное предприятие ограничено территориально. Да в него и так уже было предостаточно вложено в последние годы. А в итоге оно еле-еле сводило концы с концами, топталось на месте. По сути, его нужно срочно выносить за пределы города и интегрировать в состав структуры, занятой переработкой растительных масел.

— И какая отрасль из тех, что входит в структуру концерна, наиболее вам близка или, объективно говоря, успешна? Кто ваши «любимчики»? — Самая успешная сейчас — сахарная промышленность. Несмотря на все возникавшие проблемы со сбытом, мы ее сегодня гордимся. Сравним с той же Украиной. Там развал отрасли, страна уже не полностью себя обеспечивает себя сахаром. А действующие в Беларуси четыре сахарных завода позволяют полностью закрыть потребности страны и грузить часть сахара на экспорт. Плюс уже в следующем году концерн рассчитывает подписать договор на строительство нового, пятого завода. Сейчас создано акционерное общество, учредителями дирекции выступили наши четыре сахарных завода (каждый внес по 25%).

Персональные вопросы

— В чем вы лично видите стратегию дальнейшего развития концерна «Белгоспищепром» и входящих в его состав предприятий? — На этот вопрос я уже, как мне кажется, ответил раньше. Стратегия — в экспорте, развитии корпораций, создании своих брендов, выпуске продукции под мировыми торговыми марками на белорусских производственных площадках.

«Белгоспищепром» и Минсельхозпрод — Каким образом удается разграничивать работу концерна «Белгоспищепром» и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси и есть ли в принципе необходимость в этом разграничении? — Такая необходимость есть. Но только пока. Десять лет назад Минсельхозпрод увидел возможность развития и сохранения многих сельхозпредприятий в том, чтобы вывести часть перерабатывающих предприятий под эгиду концерна «Белгопищепром» и связать сырьевиков с переработчиками на новом уровне.

— Но во всем мире в состав Минсельхозпродов входят департаменты, занятые перерабатывающей пищевой промышленностью. — И у нас в перспективе все перерабатывающие предприятия вернутся под крыло министерства, создающего нормативную базу, устанавливающего правила игры. При этом перерабатывающие компании будут укрупняться. Например, может быть создана национальная ликероводочная компания «Кристалл» или национальная пивоваренная компания «Криница». В любом случае, концерны свою роль уже сыграли в нашей новой экономической истории.

— Вы хотите сказать, что концерн «Белгоспищепром» был нужен для переходного экономического этапа, когда все было шатко? — Да, нужно было кого-то поддержать за счет инновационного фонда, который заложили успешные предприятия. В Министерстве сельского хозяйства такого фонда нет и не было. А мы за счет денег, полученных, скажем, от ликероводочных предприятий, смогли поддержать заводы, воплощающие в жизнь программу «Дети Беларуси».

— Но в свое время Клецкий консервный завод могли успешно включить в состав РУП «Минск Кристалл» и тоже решить проблему. — Была такая возможность. К счастью для всех, этого не случилось. Сегодня Клецк самостоятельно занимается выпуском детского питания. В ближайшее время будет реализована интересная программа с «Беллактом» по выпуску соков, пюре, каш. Это могла бы быть мощная холдинговая компания, объединяющая Клецк, Витебск, Малориту, «Беллакт» и ориентированная на выпуск современных линеек детского питания.

— Что еще характеризует сегодняшнее состояние концерна? — В состав «Белгоспищепрома» сегодня входят пятнадцать сельскохозяйственных предприятий. И это не предел. В 2010 году для нужд «Машпищепрода» начал работать СПК в Дукоре, он вошел в состав ОАО «Машпищепрод». Таким образом, сегодня в состав концерна уже входит крупный сельскохозяйственный регион. А это означает, что рано или поздно нам придется вновь интегрироваться в состав Министерства сельского хозяйства и продовольствия, но не сотней мелких предприятий, а крупными компаниями. Ликероводочной, масложировой, сахарной и т.д.

«Белгоспищепром» и Минторг

— Не считаете ли вы, что между Минторгом и концерном «Белгоспищепром» существует определенное противостояние (во всяком случае, в части Закона «О рекламе» и трактовки рекламы алкогольных и табачных изделий в СМИ)? — Мы не будем рекламировать табак и алкоголь. Это моя жесткая позиция.

— Так ведь никто не спорит. Я скорее спрашиваю про рекламу в специализированных изданиях. — В этой части я с вами согласен. Директора, товароведы должны получать больше информации. Мы уже добились определенных свобод для производителей алкоголя в вопросе продвижения их продукции на интернет-порталах. Так что мы за Интернет и качественные специализированные издания для торговли и производителя. Надеюсь, нам удастся найти точки соприкосновения с Министерством торговли в данном вопросе.

«Финал-апофеоз» — Что можно пожелать предприятиям, входящим в структуру концерна? — Я бы пожелал в первую очередь не останавливаться на достигнутом, иметь реальные амбициозные цели, наращивать мощности, развивать производство. Как только останавливаешься – теряешь рынок. А самое сложное — это ждать чего-то, не дождаться и потом догонять.

Полную версию интервью читайте в № 21 (56) журнала "Продукт.BY".