Ради экспортных показателей предприятия торгуют в убыток?

Белорусские предприятия готовы за полцены продавать производимый товар на внешних рынках, лишь бы увеличить физический объем экспорта.

Как рассказал Белорусским новостям глава Белорусской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов, многие предприятия, в частности молочной отрасли, включились в гонку за увеличение экспортных поставок в ущерб финансовой эффективности.

«Ряд предприятий нацелен не на эффективную работу, а на выполнение указаний сверху. Не так давно в Пермь приезжали представители белорусских молокозаводов для переговоров о поставках продукции. Когда представители российской стороны обратили внимание, что белорусское молоко на территории Пермского края по причине высокой цены будет неконкурентоспособным, представители наших молокозаводов заявили, что цена для них не имеет значение. «Мы уложимся в цены вашего региона. Для нас важен план по экспорту в физическом объеме», — заявили они. То есть предприятия готовы чуть ли не за даром продавать продукцию, лишь бы им было, за что отчитаться».

По данным Белстат, в январе-сентябре белорусские предприятия экспортировали почти 395 тысяч тонн молока и молочных продуктов. Экспорт в Россию составил 323,5 тысячи тонн, что на 11,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с тем экспортные цены на молоко и молочную продукцию по сравнению с прошлым годом упали на 34,1% и составили 1778 долларов за тонну.

По словам В.Маргелова, стремление предприятий увеличивать объемные показатели экспорта за счет продажи продукции по сниженным ценам приводит к значительным недопоступлениям денежных средств в бюджет. «Летом, в период переизбытка молока, экспорт в Россию падает, а в осенне-зимний период растет. Однако цены за экспортируемую нашими предприятиями продукцию и летом, и осенью фактически одинаковые».

Такая ценовая политика, как отмечает эксперт, привела к тому, что предприятия отказываются от сотрудничества с предпринимателями. «Они не заинтересованы отгружать предпринимателям производимую продукцию по реальным ценам для ее дальнейшего экспорта в Россию».

На внутреннем рынке многих белорусских производителей также ожидают значительные финансовые потери, если Александр Лукашенко подпишет документы о вступлении Беларуси в Таможенный союз вместе с Россией и Казахстаном. «Поэтому наши производители должны иметь те же инструменты для ценообразования, в том числе и на внутреннем рынке, что и у свободных импортеров, которые ввозят товары из России», — считает В.Маргелов.

Чтобы не потерять позиции на внутреннем рынке, производителям придется сбрасывать цены на аналогичные импортные товары, ввозимые в Беларусь, если они окажутся дешевле отечественных. «Но исходя из сегодняшних реалий, предприятия не захотят этого делать, так как потом им не позволят снова увеличить цену. Поэтому необходимо расширить возможности производителей для свободного ценообразования».

Пока производители ограничены в вопросе ценообразования. Поблажек добилась лишь торговля. Напомним, что 29 октября вступило в силу постановление Минэкономики № 141, которое сняло ограничения торговых надбавок на большинство товаров (регулирование сохранилось на социально-значимые: некоторые продукты питания, лекарства и товары для детей).

По информации Минэкономики, резкого всплеска цен после либерализации ценообразования не произошло. «Ничего страшного не произошло. Резкого всплеска цен мы не наблюдаем и в ближайшее время не ожидаем», — заявил на пресс-конференции 11 ноября директор департамента ценовой политики Минэкономики Игорь Фомин. В то же время он констатировал рост цен по отдельным товарным позициям, в частности, на памперсы, которые подорожали на 8-10%.

Фомин не исключил повышения цен на товары перед новогодними праздниками, что, по его словам, наблюдается всегда. В.Маргелов также ожидает повышения цен в предновогодний период, в особенности на дефицитную импортную продукцию.

Впрочем, непосредственно сейчас контролирующие органы, по его словам, больше заняты другим вопросом — увеличением доли белорусской продукции на полках отечественных магазинов.

По информации Белстата, доля продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме их розничного товарооборота в январе-октябре 2009 г. составила 79,1%, в том числе продовольственных товаров — 86,7%, непродовольственных — 68,3%. Еще в августе перед торговлей, в частности столичной, была поставлена задача увеличить обязательную долю белорусской продукции на полках магазинов: продовольственных товаров — не менее 90%, непродовольственных — не менее 70%. Такую меру власти рассматривают как один из способов разгрузки складов.