Поиск правильных вопросов… И ответов

Алексей БОГДАНОВ
Алексей БОГДАНОВ
начальник Главного управления ВЭД Минсельхозпрод

Можно сказать, что под таким лозунгом в январе–феврале осуществлялась деятельность Минсельхозпрода. Несмотря ни на что и вопреки всему, как принято говорить в таких случаях. Не будем в рамках этой публикации касаться очередных конфликтных ситуаций с Россельхознадзором, хотя они и влияют на отечественную мясо-молочную сферу. Во всей этой истории больше политики, а мы ее касаемся исключительно редко.

В данном случае есть возможность посмотреть на ситуацию глазами начальника Главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексея БОГДАНОВА, придерживающегося абсолютно взвешенной и потому разумной позиции.

Нашему изданию близка старая восточная мудрость: «Собаки лают, а караван идет». Фраза эта выглядит во многом символично — с учетом того внимания, которое Беларусь уделяет восточному вектору.

Пакистанские встречи

С 22 по 25 февраля проходил визит в Беларусь официальной делегации Исламской Республики Пакистан во главе с заместителем министра национальной продовольственной безопасности и исследований Абидом Джаведом. В «телеграфном режиме» можно сказать следующее. В Минсельхозпроде прошло Третье заседание совместной Белорусско-Пакистанской рабочей группы по сельскому хозяйству. На нем обсуждались наиболее актуальные вопросы во взаимоотношениях двух стран на данном направлении.

Как известно, одним из явных лидеров в торговых отношений Беларуси и Пакистана является волковысский «Беллакт», поставивший в 2016 году в эту страну своего детского питания более чем на 800 тыс. долларов.

«Мы настроены на то, чтобы существенно расширить товарную номенклатуру взаимных поставок, — говорил Алексей Богданов накануне встречи с пакистанскими коллегами. — Пакистанская сторона, к примеру, заинтересована в поставках своей растениеводческой продукции в Беларусь. В то же время наша республика планирует расширить линейку молочной продукции для экспорта в Пакистан, а также заинтересована в отгрузке мясопродуктов в данную страну».

Напомним, в рамках Второго заседания Белорусско-Пакистанской рабочей группы, проходившего осенью 2016 года, представители ряда белорусских предприятий выезжали в это, весьма перспективное для нашего продовольственного экспорта государство. Тогда, в частности, весьма успешно прошли дегустации отечественной мясо-молочной продукции. Пакистанский бизнес был впечатлен и нацелен на серьезную работу, но… Прошло полгода, но каких-то серьезных подвижек на данном направлении не случилось. И сейчас специалистам двух стран предстоит оперативно выяснить, что стало основной причиной для подобного «пробуксовывания».

Пока же ставка сделана на поставку в Пакистан белорусской говядины, мяса птицы, готовой продукции из них. Про расширение линейки молочной продукции было сказано выше.

Кроме того, есть заинтересованность в создании совместного предприятия по переработке белорусских сухих молочных продуктов и выпуску продукции для детского питания — на месте. Для решения данной задачи идут поиски контрагента в пакистанской бизнес-среде. Все необходимые предложения по данному вопросу белорусскими специалистами уже внесены.

Сирийский флер, египетская сила

Хорошим примером диверсификации белорусского продовольственного экспорта может стать совершенно новая история взаимоотношений с Сирией, которая пишется на наших глазах. В феврале в эту страну были уже отправлены 10 контейнеров с продукцией Полоцкого молочного комбината: сухим молоком (обезжиренным и цельным) и маслом. Кроме того, в 20-х числах апреля 2017 года Минсельхозпрод планирует провести в Бейруте расширенную презентацию продукции мясо-молочной отрасли, проработать дальнейший экспорт в страны ближневосточного региона, в том числе — расширить поставки как раз в Сирию.

Рассматривается также возможность поставок белорусского продовольствия и технологий в текущем году и в другие страны Африканского континента, в том числе – Египет и Судан. Кстати, не так давно делегация Египта посещала Беларусь. Египетская сторона заинтересована, к примеру, в строительстве теплиц — с учетом белорусского опыта. Коллегам из этой африканской страны был продемонстрирован потенциал молоко- и мясоперерабатывающих предприятий нашей страны. По словам представителя Минсельхозпрода, «высокое качество технологической дисциплины предприятий, уровень качества готовой продукции вызвали самый настоящий восторг у высокопоставленных египетских коллег».

В ходе ответного визита в Египет будут прорабатываться детали трех перспективных совместных проектов:

* строительства тепличного комбината;

* создания совместного предприятия по переработке мяса птицы в готовую продукцию;

* запуска завода по переработке белорусского сухого молока и производства цельномолочной продукции.

Наконец, у египетской стороны есть предметный интерес к реализации программы, предусматривающей обучение своих специалистов в профильных (сельскохозяйственных) университетах Беларуси. Принцип римского права «Знание — сила» еще никто не отменял. И Беларуси тут тоже есть что демонстрировать.

Арабские Эмираты — «вiтаюць»

26 февраля, в момент подготовки этого номера к печати, делегация Минсельхозпрода отбыла на Международную выставку пищевой продукции Gulfood-2017 в Дубай, где запланированы встречи с коллегами из профильного министерства ОАЭ. Беларусь представит там лучшие образцы продукции от отечественных производителей говядины, а также — молочных и птицеводческих предприятий.

«Это крупнейшая выставка в регионе, где находятся наши покупатели: туда неслучайно приезжают трейдеры со всего мира, представители стран Персидского залива и Африки, в этом году там предусмотрен специальный семинар для русскоговорящих стран по выходу на рынки этих регионов, — подчеркнул накануне отлета в ОАЭ Алексей Богданов. — Белорусская мясо-молочная продукция будет представлена, к примеру, более чем 200 бизнес-структурам Арабских Эмиратов. В выставке примут участие ведущие белорусские производители. Перед ними стоит стандартная, в общем-то, задача: выйти на новый уровень в сфере диверсификации экспорта».

Российский фактор

Как известно, диверсификация сельскохозяйственного экспорта не означает ухода с емкого и традиционно перспективного для Беларуси российского рынка. Это — еще одна азбучная истина. И с этим посылом связано активное участие белорусских компаний в московской «Продэкспо-2017». Алексей Богданов отдельно обратил внимание на то, что белорусские предприятия представили там совершенно новые бренды, виды продукции, упаковку и проч.

В частности, Гродненский мясокомбинат заявил бренд «100 друзей», «Инко-Фуд» произвел ребрендинг и представил новую ТМ NATURA. Наконец, агрокомбинат «Дзержинский» продемонстрировал охлажденное мясо птицы в новой вакуумной упаковке.

«Наши предприятия выводили свои новинки на рынок в нужное время и в нужном месте, поскольку московская «Продэкспо» в особых рекомендациях не нуждается: это — крупнейший восточноевропейский продовольственный форум, в 2017 году он проходил как никогда активно и многообещающе, — отметил эксперт. — Причем активность отечественных мясоперерабатывающих предприятий — в тренде, актуализированном в Беларуси два года назад: выходить на внешние рынки не с сырьем, а именно востребованной готовой продукцией, оставляя добавленную стоимость в стране».

Неслучайно то, что экспорт белоруской готовой мясной продукции по итогам 2016 года вырос на 40 %.

P. S. Напоследок можно анонсировать еще одну новость. В конце марта запланирован визит делегации Минсельхозпрода на Сахалин — российский регион, который Беларусь в последние полтора года связывают очень плотные, взаимовыгодные отношения в сфере продовольствия и не только. На эту тему мы предполагаем поговорить в следующих номерах «Продукт.BY».