зимний фон

К вопросу антибиотиков в молоке

Проблемы с поставками белорусской молочной продукции на рынок Российской Федерации возникают с завидной регулярностью.

Не раз импортирующая сторона заявляла об остатках ветеринарных препаратов в молочке, превышающих допустимые значения.

Только с мая по декабрь 2017-го в российских лабораториях было выявлено 176 таких фактов. В нынешнем году подобные казусы продолжаются — на конец апреля 49 положительных проб. В рамках научно-практического семинара «Современные подходы к обеспечению качества и безопасности молочной продукции», организатором которого выступило РУП «Институт мясо-молочной промышленности», начальник отдела лабораторного контроля Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Руслана ЛИЗУН рассказала, на чем основаны такие претензии и насколько они оправданны.

Алгоритм проверок

Техническим регламентом Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (далее — ТР ТС 021/2011) установлены четкие нормативы в отношении четырех видов антибиотиков, которые применяются к молоку и молочным продуктам. Это левомицетин, тетрациклиновая группа, стрептомицин и пенициллин. Согласно документу, не допускается наличие остатков этих ветпрепаратов в молоке-сырье и готовой молочной продукции выше установленных числовых значений.

В целях соблюдения этих норм в Беларуси разработано указание Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода от 24.01.2014 № 03/146, которое актуализировано и заменено на указание от 19.12.2017 № 05/3674. Так, входной контроль молока-сырья на наличие регламентированных антибиотиков на молокоперерабатывающем предприятии осуществляется со следующей периодичностью. На тетрациклины и пенициллины с помощью экспресс-теста каждая партия проверяется ежедневно. На левомицетины и стрептомицины — не реже одного раза в 10 дней. Более того, не реже одного раза в квартал методом иммуноферментного анализа (ИФА) сырье дополнительно исследуется на нитрофураны. Данный ветпрепарат не обозначен в ТР ТС 021/2011, но запрещен к применению у домашних животных Ветеринарно-санитарными правилами применения, реализации и хранения ветеринарных препаратов в Республике Беларусь от 17.03.2011 № 16 (ВСП № 16).

Вместе с тем молоко, к которому нет претензий по показателям безопасности, раз в квартал подвергается дополнительному, «ковровому» исследованию в производственной лаборатории предприятий методом ИФА.

— Каков же алгоритм действий, если у поставщика выявляется положительный результат, то есть на входном контроле срабатывают экспресс-тесты, указывающие на обнаружение в молоке остатков того или иного антибиотика? В таких случаях осуществляется возврат сырья, об инциденте информируются соответствующие контролирующие органы — районные ветеринарные службы, ГУ «Ветеринарный надзор», а также проводится расследование. Далее неблагонадежный поставщик ставится на усиленный мониторинг: каждая последующая партия его молока тестируется в лаборатории молокоперерабатывающего предприятия методом ИФА до получения в течение трех дней подряд отрицательных результатов. Затем проверка осуществляется не реже одного раза в 10 дней в течение одного месяца, — пояснила Руслана Лизун.

В то же время специалист обратила внимание: многие производители молока-сырья считают, что после таких масштабных исследований «штрафники» снова переводятся в ежеквартальный режим контроля ИФА-методом. Однако, согласно п. 2.4.3 указания Департамента ветеринарного и продовольственного надзора № 05/3674, продукция, в которой хотя бы раз выявлены антибиотики (во время входного контроля либо в ходе мониторинга проверяющих служб), подвергается ежемесячному развернутому лабораторному анализу уже на постоянной основе.

Различия в подходах

По словам Русланы Лизун, практически все претензии «Россельхознадзора» к безопасности белорусской молочной продукции касаются нерегламентированных ветеринарных препаратов. Основной камень преткновения — двоякая трактовка п. 3 ст. 13 ТР ТС 021/2011, который гласит: «непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения должно быть получено от продуктивных животных, которые не подвергались воздействию натуральных и синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов (стимуляторов роста животных),  антибиотиков и других лекарственных средств для ветеринарного применения, введенных перед убоем до истечения сроков их выведения из организма животных».

— Одни специалисты понимают это правило так: нельзя не соблюдать период ожидания. Другие, в том числе и наши российские коллеги, — по-иному: не должно быть абсолютно никаких остатков на пределе обнаружения. Лично я такого запрета в этой формулировке не вижу. Более того, исходя из данной статьи, можно сделать следующие выводы. Во-первых, не указаны нормы по содержанию остатков ветеринарных препаратов в сырье. Как уже было сказано выше, нормы предусмотрены только в отношении регламентированных антибиотиков. Во-вторых, не прописаны требования к абсолютному их отсутствию на уровне определения метода. Также не обозначены максимально допустимые уровни остатков ветпрепаратов, превышение которых будет свидетельствовать о несоблюдении периода ожидания. К слову, нашими ВСП № 16 в отношении, скажем, тетрациклина установлен срок ожидания не менее 20 дней; это больше, чем указано во многих инструкциях по применению препаратов тетрациклиновой группы. Кроме того, требования пункта 3 статьи 13 ТР ТС 021/2011 касаются, главным образом, мяса-сырья, а не молока, — подытожила Руслана Лизун.

Что же российские специалисты нашли в белорусской молочной продукции в 2017 году? Макролиды, линкозамиды, фторхинолоны. В 2018-м — сульфаниламиды и антгельминтики. Причем в последней группе каким-то образом оказался и оксибендазол. Представитель департамента считает, что здесь, скорее всего, имеет место ошибка определения, поскольку данное вещество даже не зарегистрировано в Республике Беларусь в качестве ветпрепарата для продуктивных животных. К тому же оно достаточно дорогое, и далеко не каждая молочно-товарная ферма может его себе позволить. В то же время все эти ветпрепараты разрешены к применению у коров, чье молоко используется в пищу людям.

Из продукции больше всего претензий у Россельхознадзора к сухому молоку и сухой молочной сыворотке, сгущенному молоку.

— Поясню ситуацию, например, по сухому молоку. Россияне используют методику исследования, которая не предусматривает восстановления этого продукта до жидкой фазы. Однако, как известно, при высушивании сырья остаточные количества любых контаминантов имеют свойство концентрироваться. Следовательно, это совсем другие результаты. Если же брать на анализ восстановленное молоко, то есть сырье, то полученные нашими соседями цифры упадут в разы, гораздо ниже предела обнаружения. Хочу также заметить, что максимально допустимые уровни по ветпрепаратам давно установлены и прописаны в нормативно-правовых актах Европейского союза, Республики Беларусь и Российской Федерации, но не для готовой продукции, а именно для сырья. Тем не менее, несмотря на все наши объяснения, эти факты российской стороной не принимаются во внимание: у них так — и точка, — констатирует Руслана Лизун.

Сырье — под усиленный контроль

Чтобы урегулировать спорные ситуации по молочке, в июне 2017 года была создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители ветеринарной и санитарной служб и Госстандарта от каждого государства — члена Евразийского экономического союза. Данная группа занялась изучением соответствия и возможности использования применяемых методик, а также целесообразности установления допустимых уровней остатков ветеринарных препаратов в продукции животного происхождения. В результате принято решение Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 № 28 «О максимально допустимых уровнях остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), которые могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, и методиках ее определения» (далее — Решение № 28).

Так, пунктом 2 Решения № 28, вступающим в силу 13 августа 2018 года, установлено, что максимально допустимые уровни остатков ветпрепаратов контролируются поставщиком непереработанной пищевой продукции животного происхождения, а также при проведении производственного контроля на перерабатывающем предприятии и, дополнительно, при осуществлении государственного контроля. В сопроводительных документах на сырье должны быть указаны наименование ветпрепарата, дата его последнего применения для продуктивного животного, а также подтверждение выведения из организма.

Таким образом, Решение № 28 предусматривает возможность осуществления молокоперерабатывающими предприятиями входного контроля молока-сырья на остаточные количества ветеринарных препаратов (хинолонов, макролидов, линкозамидов, сульфаниламидов и др.) согласно информации, полученной от поставщиков. Кроме того, рекомендовано совместно с главными ветеринарными врачами районов сырьевой зоны регулярно проводить комиссионные инспекции ветеринарных аптек всех поставщиков молока-сырья на предмет выполнения ВСП № 16.

Что касается сельскохозяйственных организаций-изготовителей, то Указанием Департамента от 12.03.2018 № 06-08/569, разработанным во исполнение Решения № 28, предписано еженедельно предоставлять предприятиям-переработчикам информацию о тех ветпрепаратах, которые использовались в отношении дойного стада, а также направлять подтверждение соблюдения сроков ожидания их выведения. Кроме того, рекомендовано при необходимости увеличить сроки ожидания в 1,5–2,5 раза по сравнению с инструкцией по применению.

Во исполнение данного решения издано два указания Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода от 12.03.2018 № 06-08/569 и от 14.04.2018 № 04-09/1034. Первым документом утверждена форма, по которой поставщики должны соответствующе информировать перерабатывающие предприятия. Второе указание касается молока, поступающего от населения. Для контроля качества такого сырья все необходимые сведения об использованных ветеринарных препаратах и сроках из выведения будут собираться от ветврачей, обслуживающих скот физических лиц.

Источник: Produkt.by