Если учиться, то на примере лучших…

В конце июля в Бресте (на базе ОАО «Савушкин продукт») проходил двухдневный семинар под названием: «Пути развития консервной отрасли республики на основе опыта предприятий частной формы собственности». Организаторами и вдохновителями его выступили концерн «Белгоспищепром» и РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по продовольствию».

• Почему производители разнообразной консервированной продукции собрались на ведущем производстве молочной продукции?

• В связи с чем столь солидные госучреждения и сановные мужи уровня генерального директора НПЦ по продовольствию Зенона Ловкиса решили уделить внимание частной форме собственности?

Ответы на эти и многие другие вопросы вы получите из нашего репортажа.

Начнем с ответа на второй вопрос, то есть про неожиданное для кого-то пристальное и позитивное внимание к предприятиям частной формы собственности. На него довольно полно и образно ответил упомянутый в этом номере Валерий Бороденя, депутат Палаты представителей Национального собрания Рес-публики Беларусь (смотри материал «Страсти по «Доброному»).

НЕ ОЧЕНЬ СКРЫТЫЙ ПОСЫЛ

Так вот, Валерий Бороденя, до прихода в парламент успешно трудившийся на посту декана факультета маркетинга Белорусского государственного экономического университета, констатировал прогрессивные и очевидные для многих вещи. Сегодня государственным производителям той же овощной консервации необходимо уходить от валового роста производства любым путем, учета своей продукции в миллионах условных банок без учета дальнейшего сбыта и т. д. По его мнению, крупным госпредприятиям нужно учиться у более разворотливого, чаще всего держащего нос по ветру и потому успешного частника. Он (Бороденя), в принципе, выразил сомнение в столь большом внимании государства к предприятиям консервной отрасли. Валерий Бороденя отдельно обратился к отечественным технологам, выпускающим прекрасную, натуральную, но не всегда востребованную продукцию. «От вас сегодня требуется быть не просто технологами, но и экономистами, маркетологами», — призвал он.

Любопытное сообщение о трудностях, возникающих при взаимодействии между организациями частной и государственной форм собственности, сделал директор СООО «Оазис Дистрибьюшн» Глеб Белов. Но на эту и ряд других тем, ставших предметом обсуждения на семинаре, мы рассчитываем поговорить уже в августе. А сегодня уделим внимание площадке, на которой проводилось совещание.

ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ БРЕСТЧАНЕ?

Генеральный директор ОАО «Савушкин продукт» Александр Савчиц выступал в самом начале, что довольно сложно — любой докладчик вам скажет. При этом руководитель бесспорного лидера молочного рынка, компании «Савушкин продукт», не прибегал к помощи приготовленных заранее электронных презентаций или распечатанных многостраничных докладов. Его выступление выглядело как экспромт. Если возвращаться к вопросу, прозвучавшему в предисловии данной статьи, то есть о связи «Савушкина продукта» и консервной отрасли, то Савчиц расставил все точки над i уже в конце своего энергичного выступления. Он напомнил: «Савушкин продукт» является одним из крупнейших производителей соковой продукции в стране.

Дело в том, что на предприятии в Бресте в 2005 году была установлена мощная, суперсовременная линия по производству и асептическому розливу в упаковку ТБА. Ее мощность — 7 тонн (7000 упаковок) в час. И чтобы максимально загрузить эту линию, в 2006-м в компании родилась идея освоить производство соков и соковой продукции. Сегодня таких линий (отдельных для соков и для молока) здесь несколько. Кстати, линейка соков недавно приросла новым сегментом: «На100ящий fresh life». Но это — к слову.

А так стоит отметить замечательную теплую атмосферу, которую создавал для руководителей и технологов (гостей семинара) Александр Савчиц — человек, давно уже всем и все доказавший и не сомневающийся: дорогу осилит идущий!

«Не нужно бояться новизны; глаза боятся — руки делают, — уверял Александр Васильевич. — Да, можно долго жаловаться на объективные обстоятельства, отсутствие денег, а можно просто начинать нормально работать. Вот в 1998 году на этом комбинате, кода я стал директором, мы перерабатывали 70 тонн молока в сутки. Работали через сутки. А сегодня ежедневно перерабатываем около 2000 тонн. Да, для начала пришлось затягивать ремни, экономить. Хорошо помню… Вроде бы, еще совсем недавно открывали первый модернизированный цех. А потом уже мне люди сами не давали успокоиться и стоять на месте. Сегодня у нас многое получилось. Мне лично не стыдно за то, что мы уже сделали, и интересно, что еще сможем сделать завтра».

ЦЕНА ДЕНЕГ И ВОПРОС С ВЕЛОСИПЕДОМ

Приветствуя производителей разнообразной консервированной продукции со всей страны, Александр Савчиц напомнил, что находятся они на лучшем производственном предприятии Республики Беларусь в молочной отрасли. Он подчеркнул, что за последние пять лет в развитие производства было вложено 168 миллионов долларов США. «Ни рубля из бюджета мы не брали уже более десяти лет, — подчеркнул он. — Сейчас другое время: стоять с протянутой рукой и неприлично, и невыгодно. Нам было очень важно уйти от советского образа мышления: мол, государство обязано помогать и кормить с руки производителя».

Генеральный директор компании «Савушкин продукт» также поделился своим подходом к насущным вопросам, интересующим многих руководителей. «Не нужно экономить средства на командировки и учебу, в том числе за пределами страны, — уверен Александр Васильевич. — В 1998 году, только-только став директором комбината, я буквально на последние деньги отправил наших технологов за границу. Задача была простая: каждый специалист должен был в течение недели изучать европейский рынок, найти что-то интересное и предложить к производству».

Сегодня «Савушкин продукт» внимательно отслеживает тенденции на основных мировых рынках и стремится максимально соответствовать запросам потребителей. И действительно, зачем изобретать велосипед, если достаточно бывает внимательно оглядеться вокруг?..

«ПРОСТАЯ ФИЛОСОФИЯ»

«Сегодня мы несем ответственность за свою продукцию, на всех уровнях — от закупки сырья, производствапродукции и до конечного покупателя, причем во всех точках земного шара, — сказал генеральный директор. — Да, нам очень тяжело было десять лет назад при выходе на внешние рынки. Тогда в моде были «около молочные» продукты. К сожалению, сегодня они тоже имеют место быть. Но мы-то все это время оставались и будем оставаться настоящими, не изменим правила игры ни на йоту. Один из наших девизов: «Всегда из свежего молока». И это действительно так. В последние годы мы СОВЕРШЕННО не производим сухое молоко».

Стоит отметить, что вся продукция от «Савушкина продукта» продается сегодня фасованной. В итоге добавленная стоимость остается в стране.

ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ И БУДУЩЕЕ

Как бы развивая мысль Зенона Ловкиса о подготовке силами НПЦ по продовольствию столь необходимого Закона о детском питании, Александр Савчиц напомнил: новейшие мировые технологии для производства деминерализованной сыворотки задействованы в Бресте. Дело в том, что именно деминерализованная сыворотка во всем мире является основой для детского питания нового поколения. Благодаря ее введению в состав смеси для детского питания, последняя обогащается ценными белками альбуминов и глобулинов, при этом снижается до минимума количество казеина — грубого белка. Следовательно, соотношение белков в заменителях грудного молока наиболее приближается к соотношению белков в женском молоке.

«И как раз в Бресте сейчас реализуется новый проект, — заявил Александр Савчиц. — Мы строим новую сушилку, не имеющую аналогов на постсоветском пространстве. По сути, это цех, где будет производиться основа для детского питания».

ОБ ЭКСПОРТЕ И ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ

Сегодня доля экспорта брестской компании не превышает 50 %. «Конечно, эта цифра могла бы быть значительно выше, — подчеркивает Савчиц. — Но мы не хотим оставить страну без качественных, натуральных молочных продуктов. Поэтому ведется активная работа со всеми белорусскими сетями. Ежедневно наша продукция завозится в тысячи розничных магазинов. В каждом областном центре страны у компании есть свои торговые филиалы, логистические склады со своим транспортом, торговыми специалистами, мерчандайзерами и т. д.».

Кстати, у компании «Савушкин продукт» есть два торговых представительства в Москве. Одно отвечает за поставки в целом по России, второе работает по Москве и Московской области. Сегодня ведется торговля в 77 регионах России. «Мы давно уже перевалили за Уральские горы, — констатирует руководитель брестской компании. — Наша продукция (сметана, творог, сыр) самолетами доставляется в такие отдаленные и финансово емкие регионы земного шара, как ОАЭ, Гонконг… Предметно прорабатыается вопрос о поставках продукции предприятия морскими контейнерами на другие континенты».

Стоит отметить, что первые партии продукции от «Савушкина продукта» уже полетели в Америку. Серьезная работа ведется с Китаем, Японией, а также по расширению своего присутствия на рыке ЕС. Правда, компании пришлось уйти с украинского рынка. Но эта история находится вне законов экономики.

СПАСИБО ЗА ВСЕ

Сегодня «Савушкин продукт» — один из немногих производителей на постсоветском пространстве и единственный в Беларуси, кто поставляет цельномолочную продукцию на западноевропейский рынок. И делает это уже не первый год. Компанией была получена бессрочная экспортная лицензия (специальное разрешение) от комиссии Евросоюза. Подобная «виза» была выдана после пяти пристальных проверок, проведенных «с особым пристрастием». «Я благодарен за такое внимание и европейцам, и россиянам, — улыбается Александр Савчиц. — Выполняя их требования, мы существенно перестроили предприятие, изменили его к лучшему. Недавний европейский аудит отметил: «Савушкин продукт» — серьезный конкурент ведущим западным компаниям. У нас сегодня вся производственная цепочка прослеживается буквально от поля до прилавка магазина. Она абсолютно прозрачна. Все наши заводы компьютеризированы и автоматизированы. Рука человека касается лишь на одном этапе: в процессе укладки творога в фасовочное гнездо. На данном участке никто в мире не сможет заменить женской руки: она нежнее и умнее любого автомата».

К ВОПРОСУ О КОНСЕРВАНТАХ

Говоря о так называемой химизации продукта, накачивании его консервантами ради увеличения сроков хранения и прибыли, Савчиц был особенно эмоционален: «Почему у нас длительные сроки хранения? — спрашивал он у зала. — Благодаря высокой степени асептики и новейшим технологиям производства. У нас применяется лучший опыт мировой молочной промышленности! Наша позиция остается неизменной: ни один консервант не добавляется при выпуске продукции. У меня родители живут в Чернобыльской зоне, и я знаю, что такое подлинная человеческая боль. Пока я буду работать на этом предприятии, никакой новомодной химии здесь не будет. Не скрою, регулярно к нам поступают предложения, вроде бы выгодные. Но я уверен в одном. На людском здоровье нельзя зарабатывать. Бог все видит».

СВОЙ «СЕЛЬСКИЙ ЧАС» И ЕГО ИСТОРИЯ

Кроме всего прочего, у ОАО «Савушкин продукт» есть свое хозяйство и сельхозуправление при головном предприятии. Справедливости ради стоит отметить: предприятие плотно работает со всеми хозяйствами своей сырьевой зоны, а их сегодня у «Савушкина продукта» ни много ни мало, а почти 100. Если быть точными — 94.

Более 82 % сырья, которое перерабатывается в компании, — молоко экстра и высшего сорта. Причем не на бумаге, а на деле. Специалисты понимают, что мы имеем в виду под этой фразой.

Любопытный факт, точнее, набор фактов. Когда-то, 10 лет назад, будущее ТЧУП «Савушкино» представляло собой два колхоза. «Савушкин продукт» приобрел их в 2005 году. По бумагам у одного из хозяйств была зафиксирована минимальная прибыль, «две копейки», как говорят экономисты. И по закону его нельзя было приобретать частнику. Поэтому к «прибыльному» был присоединен убыточный колхоз. В итоге получился один бедный. Результаты их хозяйственной деятельности «поражали». Одна корова в год давала в среднем 2800 литров, урожайность составляла 23 центнера с гектара…

Но уже через год после смены собственника удои увеличились почти в два раза, достигнув 5800 литров. Сегодня показатели этого хозяйства превышают средние по стране, достигнув 7000 литров на одну корову. «У нас построена первая в республике ферма на 3000 голов скота, — не скрывает своего удовлетворения генеральный директор. — Мы заботимся о комфортном содержании, сбалансированном питании, здоровье животных, получаем хорошие надои и высокое качество молочного сырья».

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Конечно, такой поток информации тяжело было воспринимать многим «предприятиям-консерваторам», особенно тем, где работают антикризисные управляющие, то есть экономика находится на уровне и даже ниже плинтуса… Таких в консервной отрасли немало. Но многие известные ныне предприятия, работающие на рынке продовольствия, когда-то испытывали колоссальные проблемы. Однако они делали первый, причем правильный, шаг в нужном направлении. А дальше уже было проще. Возможно, данный семинар в Бресте кому-то даст возможность этот самый шаг сделать… Тогда можно считать, что его цель была реализована на миллион процентов.