Дрожжевой комбинат: всегда на подъеме!

ОАО «Дрожжевой комбинат» — единственное предприятие в Беларуси по производству хлебопекарных дрожжей. За 116 лет комбинат сохранил лучшие традиции, однако к концу прошлого года подошел с минусовым балансом и накопившимися долгами в 34 млрд рублей. О том, что предпринимается в такой непростой ситуации, журналу «Продукт.BY» рассказал директор предприятия Игорь ЗАБАШТАНСКИЙ, назначенный на должность в феврале текущего года.

Мирослав ГАЙ

— Игорь Петрович, семь месяцев работы — совсем немного, чтобы коренным образом исправить ситуацию, но и немало, чтобы попробовать приостановить падение. Какими были для вас эти месяцы?

Это было время принятия стратегических решений. Первое, что было сделано, — закрытие непрофильных производств: вина, безалкогольных напитков, хлебобулочных изделий и солода. Они все были убыточными, рентабельность достигала минус 35–50 %. Сокращение непрофильных производств было сопряжено с уменьшением обслуживающего персонала. Штат предприятия был сокращен с 500 до 306 человек.

Сейчас комбинат выпускает только дрожжи. Средняя рентабельность составляет плюс 12–14 %, в отдельные месяцы — до 20 %. Ожидаем увеличения прибыльности производства дрожжей с наступлением сезона их реализации — осени.

Второе немаловажное решение — полная смена кадров высшего и среднего звена. На освободившиеся должности были назначены специалисты из собственных резервов, коллеги из концерна, но в основном были приглашены новые люди. Устройство на работу осуществлялось на основе тестирования.

Третье. На предприятии достигнута большая экономия воды, сырья и тепловых ресурсов за счет применения рациональных технологических приемов.

— К качеству отечественных хлебопекарных дрожжей до недавнего времени высказывались нарекания со стороны потребителей. Намерены как-то исправить положение?

— Да, претензии по качеству продукции и со стороны наших основных потребителей —хлебозаводов, и со стороны торговли были заслуженные. Для исправления ситуации применяем ряд технологических приемов. Повышаем стерильность производства — главный показатель, влияющий на качество готовой продукции. Большое внимание уделяем здоровью дрожжевых клеток, а оно зависит от режима и полноценности питания. Мы используем в дрожжеращении только натуральные продукты, исключаем консерванты, добавляем витамины и микроэлементы в необходимом количестве.

Качество хлебопекарных дрожжей определяется по двум основным показателям — активности и срокам хранения. Активность выражается через подъемную силу — период времени, в течение которого дрожжи начинают активно работать. Подъемная сила наших дрожжей составляет до 50 минут, что превосходит требования стандартов и технических условий.

По срокам хранения готового продукта мы достигли хороших результатов. Если раньше этот показатель составлял 12 суток, то сейчас уже 18. Но мы продолжаем работать, и к концу текущего года планируем сертифицировать продукцию со сроком хранения 24 суток.

Достигнутые результаты радуют. Тем более что на последнем совещании представители Минторга, хлебпромов и Белкоопсоюза отметили серьезное улучшение качества нашей продукции. Но мы не намерены останавливаться, будем совершенствоваться.

— Как комбинат выстраивает взаимодействие со своими потребителями?

— В первую очередь выслушиваем их пожелания к продукции и нашей работе. Помимо улучшения качества самих дрожжей меняем тару. Сейчас используем пластмассовые ящики. Пластиковая тара неудобна торговым организациям тем, что является оборотной. Она обходится дорого для нас самих. По сути, возвращая пустые ящики на завод, мы перевозим воздух. Далее при их мытье и пропарке предприятие расходует тепло, воду и моющие средства. К тому же пластмассовые ящики ломаются. Во-вторых, оборотная тара неудобна магазинам тем, что занимает складские площади. Исходя из обоюдной выгоды, мы переходим на гофрокартонную одноразовую тару.

Однако, работая с хлебопеками, мы сохраним пластиковую тару, поскольку гофроящики несколько удорожают продукт. Сегодня выпуск дрожжей для мелкой розницы составляет порядка 15–20 % от общего объема производимой на предприятии продукции, на этот объем и будет рассчитано использование картонной тары. Планируемые экспортные поставки будут осуществляться только в гофрокартоне.

Мы приобрели новый транспорт — две грузовые машины с рефрижераторами для доставки продукции на дальние объекты, в том числе и на экспорт. Планируем еще приобрести одну машину типа «Газель» для развозки продукции по Минску и Минской области. Она особенно необходима для обслуживания мелких потребителей — предприятий в системе Белкоопсоюза, которые не всегда могут обеспечить соблюдение необходимых температурных режимов при транспортировке дрожжей, перевозя их вместе с другими товарами в обычной машине.

На предприятии оживляется работа по стимулированию продаж. В конце ноября на очередном совещании будем обсуждать с нашими потребителями новую систему скидок.

— Насколько проделанная работа способствовала увеличению доли рынка?

— В настоящее время идут интенсивные переговоры по экспорту продукции как на восток — в Россию, так и на Запад. В страны ЕС мы поставляли пробные партии хлебопекарных прессованных дрожжей, и в некоторых государствах они уже прошли тесты по показателям безопасности. Сейчас согласовываем условия поставок, составляем контракты. При благополучном стечении обстоятельств после увеличения срока хранения продукции до 24 суток отгрузим первые партии товара. Ориентировочный объем поставок — 100–200 тонн в месяц. Для нас это достаточно большие объемы, если учитывать, что в месяц предприятие выпускает 600–700 тонн хлебопекарных прессованных дрожжей.

Внутренние потребности республики предприятие обеспечивает на 98 %.

Что касается сушеных хлебопекарных дрожжей, то здесь ситуация иная. Основную долю на рынке республики, около 70 %, занимает импортная продукция. По качеству наш продукт пока не может конкурировать с зарубежными аналогами. Но работа ведется, прогресс в качестве уже налицо, скоро можно будет думать о выходе с такой продукцией в страны Востока.

— Что предпринимается для повышения качества сушеных хлебопекарных дрожжей?

— Сушеные дрожжи имеют ряд преимуществ по сравнению с прессованными, в первую очередь это длительность срока хранения — до 12 месяцев и нетребовательность к условиям хранения. Такая продукция выпускается на нашем филиале в Ошмянах. Она соответствует ГОСТу по всем показателям, но стандарт уже устарел и не соответствует современным требованиям. Поэтому сейчас в Ошмянах осуществляем реконструкцию сушильного отделения. Предположительно к новому году будут выпущены первые партии сушеных хлебопекарных дрожжей улучшенного качества. Планируем также организовать подобное производство на минском предприятии. Закупаем необходимое оборудование.

Емкость рынка сушеных хлебопекарных дрожжей составляет порядка 300 тонн в год. Улучшив качество продукта, мы планируем отвоевать большую часть рынка у зарубежных поставщиков. Тем более что у нас есть возможность произвести более дешевый продукт, поскольку работаем на собственном сырье.

— Сейчас на предприятии выпускаются только сушеные хлебопекарные дрожжи?

— Нет, не только. С мая организовано производство пивных сушеных дрожжей на основе остаточных пивных дрожжей ОАО «Криница». Новый продукт богат протеинами, аминокислотами, микро- и макроэлементами. Продукт дает положительный эффект при скармливании сельскохозяйственным животным. По своим кормовым достоинствам дрожжи близки к кормам животного происхождения и превосходят некоторые высокобелковые растительные корма. В сушеных пивных дрожжах содержание белка достигает 52 %. Это значительно больше, чем в отечественном «Провите» и импортных шротах. По отзывам хозяйств применение 100 г пивных сушеных дрожжей в сутки обеспечивает привес КРС 1250 г в сутки, что на 450 г больше среднестатистического показателя.

Но объем производства пивных дрожжей пока несравнимо мал по сравнению с другими продуктами. Если для «Провита» и шротов исчисление идет в тысячах тонн, то для сушеных пивных дрожжей — в десятках тонн. Поэтому потенциал для пивных дрожжей в республике есть. Приучаем потребителей к новому продукту. Чувствуем заинтересованность зарубежных компаний.

Мы единственные в республике, кто может выпускать сушеные пивные дрожжи. Аналоги, представленные на рынке, только импортного производства. Пока в Ошмянах выпускается только кормовой продукт. Для производства пивных дрожжей для косметических и пищевых целей нужна дополнительная обработка. В перспективе и эти производства будем осваивать.

Недавно получен сертификат на производство сушеных винных дрожжей, которое также организовано в Ошмянах. Продукт предназначен для сбраживания плодово-ягодного сырья как в производственных, так и в домашних условиях

Справка «Продукт.BY»

ОАО «Дрожжевой комбинат», в состав которого входят Минский и Ошмянский дрожжевые заводы, производит дрожжи хлебопекарные, спиртовые, винные, кормовые, представляющие собой технически чистую культуру одноклеточных грибов-сахаромицетов.

Хлебопекарные дрожжи выпускаются комбинатом прессованные в виде брикетов по 100 и 1000 г и упакованные в бумагу. Для реализации в розничной сети дрожжи хлебопекарные сушеные выпускаются в потребительской упаковке по 10 г, для хлебопекарен — в вакуумной упаковке по 0,5 и 2 кг.