Белорусскому экспорту пропишут таблетки для роста

В Беларуси разрабатывается национальная программа развития экспорта на 2011-2015 годы.

Об этом сообщает БЕЛТА. Проект документа должен быть представлен в правительство до 1 декабря 2010 года. Учитывая неоднократные заявления властей о планах по развитию внешней торговли, можно ожидать, что в документе найдет отражение задача по росту экспорта в два раза и выходу на положительное сальдо уже к 2013 году.

Но для этого правительству придется изменить тактику своей работы с реальным сектором экономики, особенно в части предоставления льгот и преференций, а также требований в адрес предприятий, считают эксперты. Иначе весь запланированный экономический эффект окажется смазанным.

В период кризиса правительство и промышленность, по мнению премьер-министра Сергея Сидорского, проявили расторопность в решении вопросов экспорта. "Мы использовали растерянность отдельных стран в поставках продукции на внешние рынки, открыли новые рынки сбыта, новые страны", – заявил он на прошлой неделе, выступая перед работниками Федерации профсоюзов Беларуси.

Тем не менее, пока под вопросом остается выполнение задачи по росту экспорта товаров до 25,2 миллиарда долларов США в текущем году, которая заложена в базовом варианте Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 годы.

По данным Белстата, за 6 месяцев текущего года Беларусь экспортировала товаров на 11 млрд 246, 4 млн рублей, что составляет 44,6% от задания на 2010 год. Отставание небольшое, если брать в расчет реальное поступление выручки. А вот с этим у белорусских предприятий возникли серьезные проблемы, на которые обратил внимание и Лукашенко во время отчета правительства об итогах работы экономики в первом полугодии.

С января по июнь текущего года иностранные предприятия увеличили свои долги за поставленную белорусскую продукцию более чем на 400 млрд рублей. На 1 июля внешняя дебиторская задолженность превысила 9 трлн рублей.

Проблема с неплатежами за поставленные товары приобрела хроническую форму. Просроченная дебиторская задолженность выросла с 852 млрд на 1 января до 1 трлн 5 млрд рублей на 1 июня. Чаще других с белорусскими предприятиями вовремя не рассчитываются российские субъекты хозяйствования, на долю которых приходится 59,7% всей просроченной дебиторской задолженности (около 600 млрд. рублей).

Экономист Сергей Чалый считает сложившуюся ситуацию закономерной. "Во второй половине прошлого года, когда поставили цель борьбы со складскими запасами, Нацбанк разрешил поставки продукции на экспорт с отсрочкой платежа до 6 месяцев, а по отдельным операциям еще больше. И, видимо, под видом продаж товары просто прятали по дилерам".

По мнению эксперта, проблема с неплатежами – следствие неправильных экономических стимулов. "Правительство поставило задачу разгрузить склады, а в итоге ее решили за счет ухудшения финансового положения. Но, с другой стороны, не может быть правильных экономических стимулов в ситуации искаженных ценовых механизмов, то есть, когда предоставляются льготы одним за счет других. Вспомните: когда встал вопрос об эффективности нефтепереработки, с предприятий отрасли сняли бюджетную нагрузку, но за это заплатила остальная экономика. Из-за искаженной системы льгот, предоставления преференций одним с одновременным перекладыванием тяжести на других невозможно понять, какое производство, какая отрасль на самом деле рентабельна, а какой – лишь позволили быть рентабельной".

Постоянная поддержка экспортеров приводит к тому, что экспортная цена на внешних рынках иногда оказывается ниже, чем внутри страны. "А это – риск попасть под антидемпинговое расследование. Ведь именно ценовой фактор является одним из подтверждений демпинга. Так было с нашими шинами и сахаром", – отмечает Чалый.

Эксперты исследовательского центра ИПМ в свою очередь считают, что предприятиям необходимо предоставлять такие налоговые и финансовые стимулы, как экспортные кредиты и гарантии по ним, возврат таможенных пошлин, бесплатное размещение товаров в таможенных складах. Такая поддержка необходима, так как экспортеры зачастую несут высокие невозвратные издержки, связанные со сбором информации о новых рынках, развитием каналов сбыта, адаптированием продукции ко вкусам и стандартам потребителей на зарубежных рынках. Эти затраты являются препятствием для выхода на внешние рынки. Кроме того, надо стимулировать развитие экспорта через формирование кластеров и особых экспортных зон.

На сегодняшний день в Беларуси создано и функционирует шесть свободных экономических зон. В их задачу входит в том числе и увеличение экспортного потенциала. Однако на практике экспортной специализацией СЭЗов является тара пластмассовая (9,9% в общей структуре экспорта СЭЗ ), рыбные консервы (7,1%), мебель и части к ней (6,8%), волокна синтетические (5,8%), колбасные изделия и мясные консервы (5.6%), полиацетали и полиэфиры простые (4,8%), чулочно-носочные изделия (4,4%).

Основной рынок сбыта товаров, произведенных в СЭЗ, находится в странах СНГ, преимущественно в России. Поставки в страны дальнего зарубежья из свободных экономических зон незначительны и составляют только 11% от общего экспорта.

Если говорить в целом о диверсификации экспорта, то здесь ситуация постепенно улучшается. Помимо классических экспортных поставок, Беларусь создает на внешних рынках сборочные производства. Как заявил Сидорский, в текущем году за пределами страны было создано 31 новое предприятие, в том числе 22 – в России и 4 – в Казахстане.

Внутри страны правительство также инициирует создание новых предприятий, в частности, инновационного характера, которые призваны выпускать конкурентоспособную продукцию, в том числе на экспорт. В каждой области планируется создать не менее 25 крупных инновационных предприятий.

Но, как отмечает Чалый, для наращивания экспортного потенциала за счет создания новых объектов правительству необходимо пересмотреть направленность иностранных инвестиций.

"Большой объем иностранных инвестиций направляется в отрасли, которые работают не на экспорт, а на внутреннее потребление – ритейл, банки, связь. То есть, за счет иностранных инвестиций мы увеличиваем внутренний спрос, а это никак не улучшает ситуацию с нашим отрицательным сальдо".