Вы здесь

В России дискаунтеры становятся основным каналом продажи еды

26.06.2018

Хотя, по официальной версии, экономическая ситуация в стране уже почти год как считается стабильной, россияне продолжают экономить на продуктах. Это привело к появлению целого слоя «черрипикеров», охотников за скидками, и росту профильных дискаунтеров, их общий оборот по итогам 2018 года превысит 3 трлн руб., а через два года — 4 трлн руб., подсчитали в Infoline. Но ралли промоакций уже загнало крупных ритейлеров, например X5 Retail Group и «Магнит», в ловушку, из-за которой падает маржинальность.

По итогам 2018 года объем продаж продуктов питания через дискаунтеры в России может вырасти на 17,14%, до 3,28 трлн руб. Это сделает формат лидером по обороту среди всех каналов розничной торговли, следует из исследования Infoline, с которым ознакомился “Ъ”. К ведущим дискаунтерам Infoline относит «Пятерочку» (X5 Retail Group), «Магнит», «Дикси», «Монетку» (основана в Екатеринбурге) и «Светофор» (создан в Красноярске).



В 2017 году этот канал уступал по обороту мини-маркетам (3 трлн руб.) и демонстрировал объем продаж продуктов, сопоставимый с супермаркетами по типу «Азбуки вкуса» или Billa (2,53 трлн руб.). По прогнозам Infoline, дискаунтеры сохранят лидерство по продажам продуктов среди всей розничной торговли как минимум на ближайшие три года. В 2019 году их оборот может достичь 3,63 трлн руб., в 2020 году — 4,46 трлн руб. Продажи продуктов в мини-маркетах за это время могут вырасти до 3,32 трлн и 3,59 трлн руб., в супермаркетах — до 2,88 трлн и 3,01 трлн руб. соответственно.

Такую структуру продаж выстроили сами торговые сети, отвечая на запрос со стороны покупателей, отмечает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. «Россияне по-прежнему экономят, и потребительская уверенность остается на невысоком уровне»,— говорит она.

С этой оценкой не согласны в Sberbank CIB — по расчетам аналитиков компании, в первом квартале доля россиян, экономящих на основных продуктах питания, сократилась на 6 процентных пунктов (п. п.) год к году, до 64%. Доля покупателей, для которых цены имеют большое значение при выборе магазина, снизилась на 2 п. п., до 71%.

Тем не менее, уточняют в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), доля «черрипикеров», охотников за промоакциями, продолжает расти, что будет способствовать росту популярности дискаунтеров. По прогнозам АКОРТ, к 2021 году доля таких покупателей достигнет 25%, тогда как в 2011 году она была на уровне 3%. В четвертом квартале 2017 года в 20 из 49 категорий товаров на промоакции приходилось 54% всех продаж, следует из имеющихся у “Ъ” данных Nielsen. Год назад, по данным «Ромира», до 30% покупателей выбирали магазины, где были скидки.

Для сетей малые форматы дешевле с точки зрения капиталовложений, быстрее окупаются, проще в управлении и могут быстрее адаптировать ассортимент, отмечает Наталья Колупаева. В Infoline отмечают, что X5 и «Магнит» продолжают наращивать количество дискаунтеров за счет органического развития и сделок M&A.

В 2017 году в сети «Пятерочка» прибавилось 2,8 тыс. магазинов, что в 1,8 раза превышает аналогичный показатель «Магнита» (1,6 тыс. объектов). «Дикси» после сокращения числа дискаунтеров на 112 объектов в 2017 году намерена в этом году открыть более 100 магазинов, а в 2019–2022 годах выйти на темпы открытия до 200 объектов, говорится в исследовании. В X5 говорят, что «Пятерочка» продолжит активное развитие за счет органического роста — «рынок продолжит постепенную консолидацию, в том числе за счет уменьшения доли традиционной торговли».

По словам главы агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, ключевой вызов для «Пятерочки» и «Магнита» — выход из ловушки высокой промоактивности. В 2016–2018 годах промо позволило ритейлерам значительно увеличить долю на рынке и переманить покупателей, но эта тенденция привела к снижению маржинальности. Чистая прибыль «Магнита» в третьем квартале 2017 года упала на рекордные 53,27%, до 6,92 млрд руб.

Госпожа Колупаева ожидает, что в ближайшие годы конкуренция между дискаунтерами выйдет из исключительно ценовой плоскости и они будут дифференцировать ассортимент. В «Дикси» не ответили на запрос “Ъ”, связаться с представителями «Монетки» и «Светофора» не удалось. «Пятерочка» планирует делать фокус на «продуктах категории фреш», говорят в X5. В «Магните» для улучшения ценностного предложения изучают поведение посетителей, в том числе используя технологию видеоаналитики, искусственный интеллект и анализ чеков, благодаря собственному оператору фискальных данных.

Новости по теме:
Эксперты видят риски подорожания товаров, после того как в 2019 году в магазинах будут разделены пространства для...
Генеральный директор торговой сети «Перекресток» Владимир Сорокин рассказал об особенностях розничной торговли молочной...
Около половины из 1500 поставщиков продукции животного происхождения не подтвердили крупнейшему российскому ритейлеру...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by