Нюансы онлайн-торговли, кадры — на форуме «Трейд Диалог» обсудили актуальные для ретейла вопросы

Производители и торговля по традиции в начале осени масштабно сверяют часы — на III Международном форуме «Трейд Диалог» в Минске. Проходит он под патронажем регулятора — Министерства антимонопольного регулирования и торговли, а также Ассоциации розничных сетей в Беларуси. В этот раз форум собрал 350 участников из пяти стран. В деловой программе и переговорах активность проявили представители 50 розничных сетей, в том числе более 20 — из стран СНГ, 15 компаний из сферы общественного питания. Новинки своей продукции продемонстрировали свыше 20 экспонентов.


Глава МАРТ Алексей Богданов отметил, что деловую программу постарались сформировать так, чтобы каждый нашел для себя практическую пользу. Потому на обсуждение вынесли три ключевые темы. Одна из них касается нюансов онлайн-торговли. Данная сфера в последние годы активно развивается, и этот тренд в перспективе сохранится. Так, сейчас доля интернет-ретейла в розничном товарообороте составляет 6 процентов. За первые полгода 2023-го число виртуальных магазинов увеличилось более чем на 500 объектов и достигло отметки 29 тысяч. Судя по предпочтениям потребителей, особенно молодой аудитории, и планам крупных маркетплейсов, в ближайшее время мы увидим ощутимый рост доли сегмента в общем товарообороте.

— Это нормально. Мы, как регулятор, заинтересованы в развитии всех видов торговли. Главное для нас в этом вопросе — соблюдение правил честной конкуренции.

У нас на выходе закон о торговле, где мы расширяем возможности онлайн-участников рынка. Документ находится в высокой степени готовности. Туда будут внесены основополагающие принципы для онлайн-торговли, в том числе маркетплейсов. После принятия МАРТ разработает нормативную базу, где опишет условия работы для новых организаций, которые активно появляются в последнее время, — обратил внимание Алексей Богданов.

Вторая тема для обсуждения и поиска решений — увеличение доли белорусских товаров на полках, особенно непродовольственных. Подумать есть над чем. С одной стороны, на фоне внешнего давления растет доля произведенного в стране. Так, по итогам первого полугодия текущего года прирост доли продаж отечественной продукции на внутреннем рынке составил 0,5 процента к аналогичному периоду 2022-го. А в целом сегодня 60,8 процента товаров на внутреннем рынке — белорусские.

— Но этого недостаточно: в Доктрине национальной продовольственной безопасности до 2030 года у нас стоит цифра 80–85 процентов. Основной объем сегодня делают продовольственные товары — 78 процентов, — озвучил данные министр. — Поэтому на форум пригласили ряд производителей непродовольственных товаров, чтобы услышать их видение.

Полный текст статьи читайте на сайте sb.by