Топ-10 белорусских брендов

В конце прошлой недели Международное жюри подвело итоги конкурса «Бренд года».

Профессиональное соревнование торговых марок, действующих на белорусском рынке, прошло в 11-й раз. Впервые никто не получил Гран-при. И не потому что не было достойных, а потому, что таковых было много. Члены жюри так и не смогли определить абсолютного лидера, пишет Белорусский Бизнес.

В остальном премия набирает обороты. И невооруженным глазом видно, что состав участников обновился более чем на половину. Впервые в профессиональной номинации участвовала компания «Онега». И с места в карьер – золото. «У нас громадье задач и новый руководитель маркетинга, – говорит директор Онеги Сергей Метто. – Решили участвовать, чтобы повысить профессиональный уровень и услышать замечания от профессиональных членов жюри. Это большой и необходимый опыт. Даже несмотря на то, что у нас, по сути, нет конкурентов, надо расти дальше».

Многие бизнесмены признавались, что прошлый год стал одним из самых успешных в продажах. Дважды проведенная девальвация значительно повысила конкурентоспособность экспортеров. Но все понимают, что дивиденды от этого монетарного шага уже получены и во многом потрачены. Открытый рынок ЕЭП не даст почивать на лаврах. Например, ОАО «Бабушкина крынка» освоила модное нынче в мире направление – социальный маркетинг. Он основан не на прямом рекламировании себя и своей продукции, а на опосредованной рекламе через создание социально значимых проектов. Так, в конце года компания представила интерактивный интернет-портал «Усе беларусы». По совокупности заслуг – четыре медали различного достоинства на «Бренд года – 2011».

Из иностранных компаний, работающих на белорусском рынке, лидером по числу завоеванных золотых медалей стал МакДональдс – три первых места. Но белорусские бренды наступают на пятки, и международное жюри говорит о том, что многими компаниями уже достигнут мировой стандарт и дело за совершенствованием.

Андрей Длигач (член Международного жюри, генеральный директор, управляющий партнер группы компаний Advanter Group) отметил и возросший уровень государственных компаний, которым всегда сложнее, чем частным, делать какие-то нестандартные маркетинговые ходы. «Например то, что сделали за последние годы в Бархиме – они молодцы. Понравились специалисты Гомельского жирового комбината, показавшие прекрасные кейсы с профессиональным подходом. И то, что они делают, это уже настоящие брендинг и маркетинг. Обратите внимание на то, как меняется Модум, какие появляются интересные проекты. Уже созрела когорта профессиональных компаний, которые на равных могут конкурировать не только с российскими и украинскими, но и мировыми брендами. И я думаю, что их число будет увеличиваться», – констатирует эксперт.

По мнению Андрея, для более динамичного развития рынка не всем хватает смелости, готовности рисковать, делать какие-то нестандартные ходы. Хотя для многих белорусских товаров российский и украинский рынок открыт: «Хорошие позиции могут занять продукты питания, бытовая химия и т. д. Потенциал для входа на рынок огромный. Если наши компании будут делать акцент не на стремлении к копированию западных брендов, а на поиске своего позиционирования, связанного с натуральностью, определенной аутентичностью или белорусским профессионализмом, замешанном на готовности быть ответственным за то, что ты делаешь, позиции будут сильными и в России, и в Украине».

В прошлом году Агентство MPP Consulting (Украина) в рамках проекта оценки национальных брендов TOP National Brands опубликовало и рейтинг «БелБренд 2011 – ТОП-100 белорусских брендов».

«Десятка» по сравнению с 2010 годом не изменилась (кроме рокировки первых двух мест) и выглядит так: 1) Санта Бремор – $ 72,5 млн; 2) Milavitsa – $ 64 млн; 3) Аліварыя – $ 52,3 млн; 4) Савушкин продукт – $ 50 млн; 5) Conte – $ 49,4 млн; 6) Бульбашъ – $ 49,1 млн; 7) Крынiца – $ 48 млн; 8) velcom – $ 47,7 млн; 9) Беларусбанк – $ 36,8 млн; 10) Коммунарка – $ 31,2 млн.