В Беларуси будут строить меньше гипермаркетов

Президент предложил сделать упор на маленькие магазинчики

– Я уже предупреждал губернаторов и мэра Минска, что за каждый гипермаркет ответят головой, если будут уничтожены магазины шаговой доступности. (…) Сейчас надо посмотреть, посчитать, особенно в Минске, может других крупных городах и сказать «стоп», если это достаточно. Все остальные пусть будут малые, средние, – цитирует Александра Лукашенко belta.by.

Специалисты соглашаются, что так называемые магазины у дома действительно нужны, однако и о крупных центрах забывать нельзя.

– В Беларуси развитие гипермаркетов началось около трех лет назад, и до точки насыщения есть еще лет 12. Однако какой-то перекос в развитии ритейла действительно есть: гипермаркеты активно развиваются, а магазины у дома – нет, – оценивает ситуацию Андрей Калмыков, управляющий консалтинговой компании Trade Help (Москва). – Такого тоже быть не должно, во всем мире оба формата существуют параллельно. При этом гипермаркеты в основном ориентируются на средний класс, выше среднего и богатый. Дело в том, что эти магазины стимулируют у покупателей больший средний чек покупки, а позволить себе это могут не более 10% населения. Магазины у дома как магазины шаговой доступности предназначены скорее для жителей близлежащих домов, однако наценка в них больше, чем в гипермаркетах. Отсюда парадокс: магазины шаговой доступности удобнее, но дороже. В России уже 15 лет активно развивается самый сильный формат страны – магазины с дисконтным характером продаж. Они тоже находятся у дома, однако цены в них куда доступнее, особенно для жителей уровня средний минус и небогатых. В Беларуси тоже следует обратить внимание на необходимость развития такого формата. ОФИЦИАЛЬНО

Минторг: «Маленькие магазины должны остаться» – В первую очередь, на чем базируется принцип белорусской торговли? Это территориальная доступность объекта торговли, широчайший ассортимент и доступная цена. Когда мы строим гипер- и супермаркеты – это очень хорошо. Но это и определенная удаленность, ведь они находятся не в шаговой доступности от потребителя, – рассказала замминистра торговли Ирина Наркевич во время онлайн-конференции в belta.by. – А определение «шаговая доступность» есть в каждой стране мира. Во-первых, у нас есть незащищенные слои населения: женщинам, которые воспитывают ребенка, нужно быстро выйти в магазин и купить товар первой необходимости, пожилым людям, инвалидам и так далее (…) Поэтому, конечно, совершенно правильно расставить акценты и сказать: маленькие магазины должны остаться. (…) Анализируя инфраструктуру магазинов в разрезе площадей, то у нас более 70% составляют магазины до 100 квадратных метров. Сегодня главное не потерять этот процент.

Сколько магазинов у европейцев (в квадратных метрах на тысячу человек) Норвегия – 632 Беларусь – 466 Литва – 300 Латвия – 300 Россия – 111 Украина – 70

Источник: Белта