Сетевые компании должны больше внимания уделять товарам отечественных производителей -- В. Чеканов

Рабочая встреча белорусских товаропроизводителей и представителей крупных торговых сетей по вопросу увеличения реализации товаров отечественного производства состоялась в Березе.

Инициатива Министерства торговли о проведении такой встречи связана прежде всего с тенденциями на потребительском рынке республики. На фоне общего увеличения продаж практически по всей номенклатуре товаров, удельный вес в них потребительских белорусских товаров за первое полугодие текущего года снизился на 3,3 процентного пункта к уровню прошлого года, в том числе по продовольственным товарам – на 1,2 процентного пункта, непродовольственным – на 5,8 процентного пункта. За январь-июль 2013 года доля продажи товаров отечественного производства в розничном товарообороте составила 71,7%, в том числе пищевых продуктов, напитков и табачных изделий – 83,1%, непродовольственных товаров – 56%.

В крупных сетевых компаниях по-прежнему недостаточно товаров отечественного производства, убежден министр торговли Валентин Чеканов. Например, в магазине "Евроопт" ООО "Евроторг" их доля в общем ассортименте составляет около 60%. Посещая торговый объект в райцентре, руководитель отрасли обратил внимание на полное отсутствие белорусских сувениров в магазине, в том числе – с символикой чемпионата мира по хоккею. "У нас есть более 80 наименований сувенирной продукции с эмблемой чемпионата мира. У вас почему-то их нет. В глаза бросается также импорт на полках с консервированной продукцией – заграничных оливок больше, чем белорусских овощных консервов. Если сравнивать с магазинами "Белкоопсоюза", где доля отечественных товаров составляет 95%, вы им проигрываете в этом. И мы все равно будем настаивать на том, чтобы вы продавали и выкладывали преимущественно отечественный товар. Я не сказал, что не надо импортного, но приоритет должен быть у белорусского производителя", – подчеркнул министр.

Мониторинги, проводимые специалистами торговой инспекции Минторга, облисполкомов и Мингорисполкома, постоянно выявляют в крупных торговых сетях факты необоснованного импорта, а также дискриминационных условий для товаров, произведенных в республике. Это и недостаточное выделение торговых площадей для представления продукции, и размещение ее на нижних или верхних полках. В то же время Валентин Чеканов с удовлетворением отметил, что сетевые компании услышали ранее прозвучавшие пожелания Минторга о наполнении прикассовых зон отечественными конфетами, печеньем и другими кондитерскими изделиями. Сегодня доля отечественной продукции в прикассовых зонах крупных торговых сетей в среднем составляет от 4% до 40%.

Участники рабочей встречи посетили магазин "Кооператор" Березовского райпо, Березовский сыродельный комбинат и ОАО "Березастройматериалы". Специально для совещания предприятия Брестской области и концерна "Беллегпром" подготовили экспозицию товаров, которые они предлагают для реализации в гипер- и супермаркетах. Большинство производителей уже нашли общий язык с сетевиками и успешно с ними сотрудничают. Многим по-прежнему недостает современной качественной упаковки и рекламы своей продукции. Этими вопросами, по мнению Валентина Чеканова, отечественным производителям нужно заниматься больше.

Эти и другие проблемные вопросы реализации белорусских товаров крупными сетевыми компаниями участники рабочей встречи обсудили на пленарном заседании. В совещании приняли участие начальники управлений Минторга и управлений торговли и услуг облисполкомов и Мингорисполкома, представители Минсельхозпрода, "Белкоопсоюза", концернов "Белгоспищепром" и "Беллегпром".

Источник: Белта