Молочная продукция российского рынка: основные тенденции роста

Как показывает статистика ритейл-аудита Nielsen, российский рынок молочной продукции снизил темпы своего развития за период сентябрь 2015 года – сентябрь 2016 года. Продажи выросли всего на 0,9% в натуральном выражении, что на 3,6% меньше по состоянию на прошлый год. Если смотреть в денежном выражении, то рост сократился практически в два раза: с 15,8% в 2015 году до 7,3% в 2016-м.

Это касается и показателей продаж традиционных молочных продуктов (творог, сливки, кефир, молоко, ряженка, простокваша, сметана). Для сравнения, в 2015 году рост составил 5,5%, в 2016 году всего 1,03%. В денежном выражении разница составляет 13,8% в сторону уменьшения в текущем году по сравнению с прошлым. Современная молочная продукция, представленная питьевыми йогуртами, творожными десертами, глазированными сырками, творогом, соками с молоком, молочными десертами в 2015 году отмечала негативную динамику на уровне снижения в 1%, тогда как в этом году показатель остается стабильным (+0,2%) В денежном выражении это выглядит следующим образом: +12,7% в 2015 году и только 9,9% в 2016 году.

«Российский рынок молочной продукции представлен множеством категорий и очень фрагментирован. В этом году некоторые из них демонстрируют положительную динамику, другие же значительно снижаются в продажах, что и приводит к замедлению темпов развития индустрии в целом. Из ассортимента традиционной молочной продукции наиболее сильно в этом году падает кефир. Также сокращаются продажи товаров не первой необходимости — молочных и творожных десертов, гранулированного творога, соков с молоком. В совокупности это и удерживает категорию молочной продукции от роста, — комментирует Марина Лапенкова, директор по работе с глобальными компаниями, Nielsen Россия. — Кроме того, на индустрии отражается распространенная среди россиян тенденция к экономии. В сентябре 2016 года 20% потребителей сказали, что сократили объем покупок традиционной молочной продукции по сравнению с тремя месяцами ранее, в современной молочной продукции таковых было 36%»

Наряду с иными продуктами, крупные категории молочной индустрии, такие как пастеризованное молоко и питьевые йогурты отмечают умеренный рост или +1,1% и +1,2% (49% в натуральном, 33,4% в денежном выражении; 37,4% в натуральном, 27,6% в денежном выражении соответственно).

По словам М. Лапенковой, российскими потребителями глазированные сырки воспринимаются как сравнительно недорогое лакомство, позволяющее заменить иные недешевые десерты. Это и обеспечило им заметный рост: +14% в натуральном и +28% в денежном выражении.

Вместе с тем отмечен сильный спад продаж молочных десертов (-8,9% в натуральном и -6% в денежном выражении) и гранулированного творога (-8,7% и -1% соответственно).

СТМ или собственные торговые марки показывают в индустрии молочной продукции наибольший рост. Так, в 2015 году относительно к 2014-му он составил 4,04% в натуральном выражении, в 2016-м по сравнению с 2015-м — +4,9%. В традиционной молочной продукции доля частных марок выше, чем в современной: 9,9% в натуральном выражении против 2,8%. Самый заметный рост СТМ отмечается в категории простокваши: +46,5% в натуральном выражении.

Замечено, что наибольшие продажи молочной продукции осуществляются посредством супермаркетов: 42% в натуральном и 44% в денежном выражении, затем следуют дискаунтеры и мини-маркеты (34% и 32% соответственно).