зимний фон

Птицы разные важны, птицы разные нужны…

Перемены на российском рынке мяса птицы неизбежны. Появляются новые игроки, которые осваивают незанятые ниши сбыта в сегменте изделий из мяса индейки, утки, гуся и цесарки. Прямых угроз наблюдающиеся тенденции позициям белорусских поставщиков традиционного вида мяса птицы (курятины) не несут.

Григорий ПЕТРОВ

Из истории вопроса

В начале 2010 года по поручению правительства Министерством сельского хозяйства России была разработана программа «Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2010–2012 годы и на период до 2018–2020 годов». Она предусматривала прирост объемов производства мяса птицы и расширение его ассортимента для полного удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Наращивать объемы выпуска птицеводческой продукции планировалось в первую очередь за счет нетрадиционных видов мяса птицы — индейки, уток и гусей, страусов и перепелов.

Одним из перспективных направлений развития птицеводческой отрасли России и ассортимента производимой продукции было признано индейководство. Было определено, что как самая крупная из домашних птиц, индейка идеально подходит для глубокой переработки мяса. Из нее можно получить до 60 видов основных изделий, не считая разнообразия по видам упаковки и массе. На момент принятия программы индейка занимала четвертое место среди наиболее популярных видов мяса птицы после говядины, свинины и курятины. Вместе с тем уровень ее потребления был крайне низкий — 720 г индейки на одного человека в год. Сдерживающим фактором успешного развития индейководства в России являлось отсутствие репродуктивных хозяйств, современного технологического оборудования для выращивания молодняка и содержания взрослого стада индеек, для убоя и глубокой переработки, а также разработанного полноценного рациона питания и комбикормов.

Определенные надежды российских птицеводов были связаны с увеличением производства мяса уток и гусей. Утки обратили на себя внимание специалистов благодаря своей скороспелости и неприхотливости, а также относительно невысокому содержанию жира в тушках и деликатесным вкусовым качествам мяса. Производство мяса гусей в основном было сосредоточено в частном секторе, в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах и носило сезонный характер. Для выпуска гусиного мяса в промышленных масштабах требовалось использование круглогодичных интенсивных технологий.

На промышленные рельсы планировалось также поставить выпуск мяса страусов и перепелов. Их производство на тот момент развивалось кустарно. Как и в случае с другими направлениями птицеводческой отрасли, для расширения ассортимента и увеличения ресурсов мяса птицы требовались разработка комплекса оборудования и технологий, проведение серьезной селекционной работы.

Источниками финансирования российской программы развития птицеводства служили средства федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, инвестиционные кредиты и собственные средства предприятий. Ожидаемая динамика роста производства нетрадиционных видов мяса птицы в результате реализации намеченных мероприятий программы представлена в табл. 1.

Как следует из приведенных данных, в наращивании объемов производства нетрадиционных видов мяса птицы ставка делается на выпуск индейки. Предусматривалось и увеличение в десятки раз выпуска утятины и гусятины в течение обозначенного периода времени, однако источниками поступления такого мяса на российский рынок должны были стать в первую очередь личные подсобные и крестьянско-фермерские хозяйства. При этом прогнозировалось уменьшение их доли в общем объеме производства мяса птицы в РФ при одновременном достаточно скромном росте производства в этих хозяйствах (с 315 тыс. тонн убойной массы в 2009 году до 350 тыс. тонн в 2020-м). Мясо цесарок, страусов и перепелов в прогнозах не значилось. Во многом это объясняется как низкой исходной базой такого производства, так и наличием целого комплекса условий для успешной работы хозяйств, специализирующихся на разведении данных видов сельскохозяйственной птицы.

На сегодняшний день

Экономический спад, девальвация российского рубля и падение доходов населения существенным образом повлияли на структуру потребления мяса в РФ и развитие производства рассматриваемых нетрадиционных видов мяса птицы. В условиях снижения общего уровня потребления россиянами мяса и мясной продукции в 2014–2015 годах спрос на индейку, уток и гусей вырос. В свою очередь, это стимулировало рост производства данных видов птицы. По данным Министерства сельского хозяйства России, самый большой прирост в 2015-м достигнут в выпуске индейки — порядка 205 тыс. тонн, или на 34,9 % больше по сравнению с 2014 годом. Вместе с тем это существенно ниже прогнозируемого уровня объема производства согласно показателям российской программы развития птицеводства на период до 2018–2020 годов (332 тыс. тонн убойной массы). По оценке аналитического агентства Global Reach Consulting (GRC), производство индейки в Российской Федерации за последние 10 лет выросло в семь раз. Однако столь значительные темпы роста объясняются очень низкими объемами производства на начальном этапе (всего 28 тыс. тонн в 2005 году). Соответственно потребление индейки россиянами увеличилось с 200,0 г на человека до 1,5 кг в год. Для сравнения, потребление данного вида мяса птицы в США — 9,0 кг на человека, в Великобритании — 7,0 кг, в Европе — от 4,0 до 5,0 кг.

Опережающими темпами по сравнению с прогнозом растет выпуск таких нетрадиционных видов, как утка и гусь. Производство мяса птицы в РФ к настоящему времени полностью перешло на промышленную основу. Как и прогнозировалось, по итогам 2014 года почти 92 % мяса птицы производилось на птицефабриках, а остальное — на личных подворьях и крестьянско-фермерских хозяйствах. По оценкам российских экспертов, в структуре выпуска мяса птицы в убойном весе подавляющую долю имело куриное мясо (96,3 %), на втором месте — мясо индейки (2,9 %). Доля производства остальных видов мяса птицы, в том числе уток и гусей, составляла чуть более 0,8 %.

Смогут ли индюшатина и утятина потеснить курятину

Несмотря на интенсивный рост производства мясной продукции из индейки и утки, позиции производителей курятины остаются незыблемыми. Тому есть несколько причин. Во-первых, курятина относится к продукции низшей ценовой категории в отличие от продуктов из мяса индейки и гуся, стоимость которых в 2–3 раза выше. В условиях снижения покупательской способности населения этот фактор является одним из определяющих для покупателя. Рост популярности кулинарных изделий из индейки и гуся среди населения и увеличение производства такой мясной продукции можно считать альтернативой более дорогим продуктам из говядины и свинины. Ближе всего по цене к изделиям из курятины мясные продукты из утки.

Во-вторых, спрос на утятину и гусятину имеет сезонный характер. Покупатели обращают внимание на мясо гуся и утки в основном в период новогодних праздников. Поэтому удовлетворить спрос с успехом могут небольшие фермерские хозяйства и частные подворья с небольшим поголовьем домашней птицы.

В-третьих, играет роль риск нерентабельности производства мяса гуся и утки в промышленных масштабах с учетом необходимости обеспечения кормовой базой, определенного температурного режима содержания птицы и ее устойчивости к заболеваниям. Кроме кормов, российским специалистам предстоит еще разработать научно обоснованные технологии промышленного выращивания нетрадиционных видов мяса птицы, провести ее селекцию в целях увеличения мясной продуктивности. Ведь выход полезного продукта с тушки цыпленка-бройлера чуть ли не вдвое превышает соответствующий показатель тушки утки (80 % против 45 %) и значительно больше, чем у тушки индейки и гуся (70 % и 55 % соответственно).

Наконец, не последнюю роль в осуществлении планов развития новых производств домашней птицы играют финансовые возможности субъектов хозяйствования. По сообщениям консалтинговой компании Agrifood Strategies, в последние годы было заявлено о намерениях реализовать порядка 50 небольших проектов по производству мяса индейки, однако большинство из них так и не осуществлены. Причина — недостаток финансовых средств, обусловленный глобальным экономическим кризисом в том числе. Вместе с тем в развитие производства индейки вложили инвестиции крупные мясопереработчики. К примеру, группа ООО «Евродон», которая по итогам 2015 года являлась лидером в производстве индейки в России с долей рынка 20 %. В 2015-м предприятия группы выпустили 37,6 тыс. тонн мяса в убойном весе. Вторым крупнейшим производителем индейки в России является компания «Дамате» с объемом производства 34,7 тыс. тонн в убойном весе. На лидерство в быстрорастущем рынке мяса индейки России претендует группа «Черкизово», которая в 2012 году подписала соглашение о создании в Тамбовской области совместного предприятия с испанской компанией Grupo Fuertes. Проектом предусматривается возведение интегрированного предприятия, которое будет включать полный цикл производственной цепочки от выпуска комбикорма до убоя и переработки. Мощность комплекса должна составить 40–50 тыс. тонн продукции в год с возможностью дальнейшего увеличения. Первая продукция должна поступить в розничную торговую сеть к концу лета 2016 года. Срок окупаемости проекта — 10 лет с учетом более длительного периода выращивания индейки по сравнению с курицей (105–140 дней против 38 дней) и сложности процесса промышленного производства.

С учетом высокой стоимости продукции из индейки реализовывать ее планируется в супермаркетах. Для этих объектов торговли характерны наиболее высокая доля продаж и большой ассортимент индейки. По сообщениям российских СМИ, стоимость филе грудки индейки в супермаркете обычно начинается от 400 российских рублей за 1 кг, а филе куриной грудки — от 250 российских рублей за 1 кг. При этом конкурирует индейка, имеющая уже отдельные полки в супермаркетах, не с курицей, а с более дорогими говядиной и свининой.

В отличие от индейки, мясо утки своего места в торговых сетях пока не завоевало. Продажи осуществляются в основном в магазинах высокой ценовой категории, и ее сложно найти в магазинах традиционной формы торговли или «магазинах у дома», отмечают эксперты. Таким образом, для белорусских производителей курятины ничто не закрывает простора для активных действий и вхождения в российские торговые сети.