Бережливое производство / Операционное совершенство / Lean-трансформация

Lean — это «японское чудо» и вполне рабочие инструменты?

Lean в переводе на русский язык «бережливое производство» — это не интенсификация труда, и даже не экономия как самоцель. Как рассказала на форуме «Беларусь молочная» эксперт-практик по бережливому производству Алла МАТУС, это, прежде всего, отлаженные бизнес-процессы и вовлечённые сотрудники.

В конкурентной борьбе выживают компании с наиболее качественной организацией производства, в основе которой — чёткое видение будущего и использование лучших Lean-практик. Бережливое производство рассматривает деятельность, как совокупность процессов по созданию ценности для потребителя. Концепция акцентирует внимание на оптимизацию использования ресурсов, устранение потерь, обеспечение качества, создание рационального рабочего пространства и комфортных условий труда.

Подходит ли Lean для Беларуси?

Концепция того, что мы сейчас называем бережливым производством, родилась в Японии после Второй мировой войны. Экономика страны тогда была фактически разрушена, и бережливость была необходима для выживания. Японцы соединили в единую систему лучшие на тот момент практики, и так родилась Toyota Production System (TPS), которую позже уже американцы назвали Lean, что можно перевести как «узкий», «худой» или «без всего лишнего».

Среди лучших практик на то время были, в том числе, и советские разработки: производительность труда, рациональная организация рабочего пространства, рационализаторские предложения, доска почета и т. д. Поэтому вопрос, подходит ли концепция Lean и насколько нам это чуждо, — конечно, со звёздочкой. Мы не стремимся копировать компанию Toyota, мы изучаем лучшие инструменты и практики и адаптируем их под свои компании.

Первый шаг совершенствования — это осознание его необходимости. Если нет понимания, что нужно что-то менять, возникают сомнения и недоверие.

 

Бережливое производство — это:

• концепция управления компанией, основанная на постоянном стремлении к устранению/минимизации всех видов потерь;
• концепция рационального использования всех ресурсов или достижение максимального эффекта при минимальных усилиях;
• набор инструментов для решения проблем/задач;
• часть антикризисной программы предприятия;
• ориентация на потребителя путем определения ценности;
• путь постоянных улучшений/постоянного совершенствования;
• философия или корпоративная культура компании, основанная на принципах превосходства:
уважение к каждому человеку, лидерство, стремление к совершенству и создание ценности для клиента;
• повышение эффективности деятельности компании.

Lean меняет отношение к проблемам. Мы привыкли к тому, что слово «проблемы» означает что-то негативное. Их часто стараются замолчать или запрятать куда-то. А в стратегии Lean проблема — это, наоборот, хорошо, так как означает возможность для улучшений. И задача руководства — научить сотрудников видеть проблемы, решать их или предлагать варианты решения.

В чём феномен «японского чуда»?

Это пирамида долгосрочной перспективы, в основе которой лежит философия, затем устранение потерь в процессах, взаимодействие с сотрудниками и партнёрами и решение проблем. Японский опыт — искусство маленьких шагов, когда изо дня в день мы хотим становиться лучше. Внедрять Lean-философию, трансформировать корпоративную культуру, менять мышление и привычки людей — основа Lean-трансформации.

Люди — основное связующее звено в бережливом производстве, они устраняют потери, совершенствуют себя и процессы, решают проблемы. Сотрудник на месте знает о своей работе больше, чем его руководитель. Именно он непосредственно изменяет внутренний продукт предыдущего подразделения/операции и добавляет ценность.

Да, философия Lean — это в первую очередь забота о людях, а потому именно сотрудники являются главным приоритетом компании. Мы хотим, чтобы они эффективно работали, создавали ценность для потребителей, повышали прибыль компании, самостоятельно решали проблемы, улучшали процессы и рабочие места? Для этого нужно создать им определённые условия.

Задача производственных компаний — сделать акцент на процессе удержания персонала и создать такие условия, при которых сотрудники могут работать не тяжело, а с умом, максимально используя свой потенциал. При этом внедрять философию и трансформировать культуру долго и сложно.

С чего же тогда лучше начинать применение инструментов и практик бережливого производства?

Лучше начинать с «вычищения» процессов и пилотных проектов. Чтобы максимально вовлечь персонал в процесс постоянных улучшений, необходимо на начальном этапе продемонстрировать эффекты от первых проектов, показать на деле, как это работает, чтобы поверили и скептики, и все сомневающиеся.

Как бережливое производство тесно связано с автоматизацией процессов?

По сути, Lean, или бережливое производство, — это подготовка к промышленной революции. Сначала мы «вычищаем» бизнес-процессы, а уже потом занимаемся автоматизацией.

Непривычный взгляд на проблемы

Lean меняет отношение к проблемам. Мы привыкли к тому, что слово «проблемы» означает что-то негативное. Их часто стараются замолчать или запрятать куда-то. А в философии Lean проблема — это хорошо, это возможность для улучшений. И наша задача — научиться видеть проблемы, правильно их решать. Правильно решать — это значит решать не авторитарным словом лидера, а используя инструменты борьбы с проблемами.

Важно, насколько компания умеет правильно справляться с проблемами, и вообще, проблемы решаются или накапливаются как «снежный ком», борется ли компания с симптомами, когда все ресурсы уходят на тушение пожаров, или всё-таки находит первопричины и устраняет их. Еще один важный вопрос — учится ли компания на ошибках или каждый раз наступает на одни и те же грабли?

Бережливое производство помогает сделать все процессы проще, легче, быстрее и дешевле. И именно в этой последовательности! Потому что, если ставить цель дешевле, — это чаще в ущерб качеству, и тогда это утопия. А быстрее — не значит заставить людей бежать еще быстрее как белки в колесе, а найти возможность оперативнее выполнять этапы работы.

Бережливое производство — это уже просто необходимость для всех компаний. Но если вы не хотите меняться, то выживание не является обязанностью.

 

Сигэо Синго — человек, модель и премия

Сигэо Синго шесть лет руководил производственными курсами по промышленной технологии в Toyota и участвовал в формировании её производственной системы — Toyota Production System. Он является автором методики быстрой переналадки (SMED) и «пока-ёкэ» (защита от дурака).

Сигэо также был членом Японской ассоциации менеджмента и основал Институт совершенствования менеджмента. Институт исследует опыт трансформаций к бережливому производству различных компаний, там разработаны образовательные программы в данной области, проводится оценочный аудит и присваиваются награды в области операционного совершенства. Причем эту награду приравнивают к уровню нобелевской премии для производственных компаний.

Источник: ПРОДУКТ.BY