Рынок сливочного масла: высокая турбулентность

Производство сливочного масла зависит от производства молока, которое зависит от животноводства, напрямую зависящего от природных условий, которые, в свою очередь, зависят от множества факторов. И тем не менее экономическая наука позволяет анализировать тенденции развития рынка, делать выводы и прогнозировать как в отношении отдельной страны, так и в планетарном масштабе.

 

В апреле американский ресурс Reportlinker.com опубликовал 300-страничный «Отчёт о мировом рынке молока и масла за 2023 год», представив глобальную картину производства, импорта, экспорта сливочного масла и потребности в нём Азиатско-Тихоокеанского региона, Западной и Восточной Европы, Северной и Южной Америки, Ближнего Востока и Африки.

Выжившие растут пока медленно

По данным аналитиков, объем мирового рынка сливочного масла превысил 58 млрд долларов. На него, как и на все остальные сегменты, сильно повлияла пандемия COVID-19. В цепочке поставок произошли сбои, вызвав инфляцию во всём мире. Многие производители были вынуждены остановить производство из-за дефицита сырья.

Цены на сырьё и, соответственно, конечную продукцию выросли. До сих пор не все оправились от шока, а некоторым, по мнению эспертов, уже не удастся улучшить свое положение. Однако ситуация постепенно меняется, и в перспективе эксперты прогнозируют среднегодовой темп роста рынка сливочного масла на 4,69 %, как одного из основных продуктов питания.

Крупнейшим рынком сливочного масла остается Северная Америка, а самым быстроразвивающимся — Азиатско-Тихоокеанский регион, на который оказывает большое влияние внутренний потребительский спрос. Хотя, как
отмечается в исследовании, этот продукт больше ассоциируется с западными кухнями, даже китайские потребители всё активнее его используют благодаря продвижению такими крупными производителями, как Fonterra.

Нынешний лидер в производстве продукта — Индия (3,8 млн т в год), вторую позицию занимают США (845,7 тыс. т), за ними следует Пакистан (726,2 тыс. т). На седьмом месте — Россия (253 тыс. т), Беларусь пока на 17-м (106,7 тыс. т). Но у нашей страны хорошие шансы подняться на несколько строчек, в первую очередь благодаря высокой репутации отечественных производителей, как поставщиков высококачественной продукции.

Reportlinker.com прогнозирует Беларуси увеличение объема производства сливочного масла на 1,2 % в год, и что к 2026 году он составит 137,7 тыс. т.

У рынка есть потенциал

Итак, рынок молочных продуктов медленно, но верно восстанавливается. И сливочное масло первым укрепило свои позиции — примерно на 3 %. Хотя, как пишет Dairy Global, его доля составляет лишь около 8 % от общего объема молочки. Эксперты рассчитывают, что эта тенденция будет поддержана активным ростом китайской экономики.

«Китай является крупнейшим рынком Новой Зеландии и оказывает огромное влияние на мировые цены на
молочные продукты, — отмечает издание. — Учитывая это, нужно отметить, что доля экспорта молочной продукции Новой Зеландии в Китай упала с 43 % в ноябре 2021 года до примерно 30 % в настоящее время».

Австралия преодолевает последствия неблагоприятных погодных условий. «С момента достижения пика во втором квартале 2022 года оптовые цены на континенте упали на 20–40 %, в зависимости от продукта. Ожидается, что в ближайшей перспективе более слабые макроэкономические показатели будут сдерживать восстановление цен», — говорится в февральском отчете Rabobank.

В нём также отмечается устойчивый рост производства молока, а соответственно, и масла, на большей части территории Европейского союза, в США и Южной Америке. Министерство сельского хозяйства Соединенных Штатов подтверждает полуторапроцентный рост в феврале 2023-го, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По данным Аналитического центра Milknews, в январе — апреле 2023 года Российская Федерация произвела на 9,5 % больше сливочного масла, чем за такой же период в 2022-м — до 106,3 тыс. т. По мнению специалистов Россельхозбанка, потребление продукта в нынешнем году вырастет с 2,8 до 2,9 кг на одного человека и, с учетом активного наращивания производства, в ближайшие годы может достичь 3,0 кг на душу населения.

Эта динамика позитивно влияет на настроения покупателей Европейской энергетической биржи, где хорошо продаются фьючерсные контракты, позволяющие производителям, крупным потребителям и ритейлерам снизить риск ценовых скачков при длительном хранении определенного объема сливочного масла.

В топе экспортёров возможны рокировки?

Беларусь, производит масла существенно больше, чем потребляети эта тенденция будет сохраняться. На фоне падения покупательной способности уровень внутреннего спроса на продукт шестой год снижается на 0,9 % и к 2026 году, по прогнозу, уменьшится на 2,3 %. Не секрет, что у отечественных производителей сейчас есть проблемы со сбытом некоторых видов молочной продукции, в том числе сливочного масла. Запасы продукции на складах оцениваются в 400 млн долларов. Экспорт остается приоритетом для отечественных предприятий.

В то же время из-за сложной ситуации на мировом рынке некоторые ключевые игроки уступают первенство. Департамент сельского хозяйства США, например, прогнозирует сокращение объемов экспорта молочной продукции на 12 %. Эту нишу вполне может занять страна с репутацией надежного поставщика отличной молочки.

Как показывает практика, зарабатывать на сливочном масле по-прежнему можно. В первом квартале 2022 года Беларусь заработала, продавая сливочное масло за рубеж (в основном в Российскую Федерацию), 102,7 млн долларов.

Многие российские торговые сети заключают контракты с белорусскими производителями на выпуск продукции собственных торговых марок. «В Беларуси действительно значительно выгоднее производить молочные продукты. Львиная доля сыров и сливочного масла под СТМ сетей — именно оттуда», — подтверждает DairyNews. И, думается,
причина не столько в цене, сколько в соотношении «цена – качество».

Движение по азимуту

В мире всё больше задумываются об экологичных способах производства продуктов питания. За здоровую пищу потребители готовы платить больше, и рынок реагирует на эту тенденцию. Так, для мониторинга транспортировки и хранения молочных продуктов применяется технология интернета вещей (IoT), дающая представление об отдельном процессе и системе в целом. Аппаратура в грузовиках или рефрижераторах, подключенная к интернету, показывает соответствие условий перевозки скоропортящейся продукции состоянию окружающей среды. Правительство Китая для повышения безопасности путей поставок внедрило Национальную платформу отслеживания безопасности пищевых продуктов на основе IoT.

На рынке представлено множество брендов, работающих в секторе B2C и предлагающих качественную продукцию в различных ценовых категориях. Модернизация молочного животноводства позволяет улучшить характеристики
сливочного масла в странах Азии, Северной Америке и других регионах. Стимулирует развитие отрасли и доступность разнообразного ассортимента в торговых сетях.

Занять свою нишу стремятся и местные, и транснациональные игроки. И более успешными оказываются те, кто внедряет инновации. Для расширения присутствия и влияния на тот или иной регион производители и торговцы применяют распространенные стратегии: слияние, расширение, поглощение и партнёрство. Fonterra Co-operative Group, Arla Foods Amba, Dairy Farmers of America, Land O'Lakes Inc. и другие конкурируют в цене, качестве, инновациях, о чём красноречиво свидетельствуют их рекламные кампании.

Источник: ПРОДУКТ.BY