Куда идет категория?
- 26.09.2019 20:08
«Особое» молоко, полезные перекусы, экопродукты и QR-маркировка
Какие потребительские тренды определяют мировой успех продуктовых инноваций и какие из них могут способствовать развитию белорусского рынка? В каком направлении развивать экспорт? Почему важно найти свой продукт для каждого нового рынка и свободную географическую нишу каждому экспортному продукту? Обо всем этом рассказала менеджер по маркетингу компании Tetra Pak Юлия ЛАСИЦА.
Какие молочные категории будут расти и приносить прибыль в ближайшей перспективе? Молоко и напитки без лактозы, протеиновые напитки, ароматизированное молоко в актуальном формате и упаковке, экологические продукты, асептические сливки, напитки на растительной основе, напитки на основе сыворотки с дополнительным функционалом.
Глобальный рынок: реалии и перспективы
Потребление молочных продуктов в мире растет как в исторической, так и в прогнозной перспективе.
Однако цифры по регионам существенно отличаются. В США, Западной и Восточной Европе самая массовая категория — белое молоко — на спаде. Растут только нишевые продукты с высокой добавленной стоимостью. В то же время на Ближнем Востоке, в Китае, Азиатско-Тихоокеанском регионе потребление молока увеличивается. Учитывая огромную емкость и динамику этих рынков, можно предположить, что они будут ощутимо влиять на глобальные цифры. Восток задает и главные тренды развития.
Чего и почему хочет потребитель
Чтобы ответить, какие продукты будут востребованы, нужно оценить глобальные изменения, которые происходят в мире. Вводятся нормативные акты, регулирующие содержание сахара в продуктах и напитках, ограничивается применение химических добавок. Все большее внимание уделяется вопросам безопасности, ресурсосбережению.
Меняются сам потребитель и его ожидания. Все большую роль приобретают социальные сети и Интернет. Появился термин «поколение СИ» (connected consumer) — потребитель, который всегда на связи. Ему важны взаимодействие, участие в создании новых продуктов. Это формирует запрос на массовую кастомизацию в производстве.
В ответ производство внедряет цифровые технологии, создает новые коммуникации, онлайн-сервисы. «Индустрия 4.0» — глобальная автоматизация и интеграция производственных процессов — становится реальностью.
«Особое» молоко по особой цене
Какие маркетинговые инструменты помогут сделать базовый низкомаржинальный продукт — молоко — более прибыльным?
Дополнительную ценность приобретает молоко с «особыми» свойствами: молоко с «другим» протеином, с пониженной жирностью, с L-карнитином, обогащенное белком — для капучино и спортивного питания.
Набирает популярность безлактозное молоко. В последние годы в Европе рост этой субкатегории обозначается двузначными цифрами. В России за прошлый год сегмент безлактозного молока удвоился. По прогнозам, данный тренд сохранится еще несколько лет.
Производство молока с акцентированными свойствами актуально и для белорусских предприятий. Это продукты с высокой добавленной стоимостью, на которых можно хорошо зарабатывать.
Особая категория — продукты, пригодные для употребления на ходу. Это могут быть молоко с фруктами и злаками, напитки на основе сыворотки в сочетании с фруктовыми или ягодными миксами, которые дают организму витамины и дополнительную энергию. Для продуктов, претендующих на роль перекусов, важно предложить также удобный для употребления здесь и сейчас формат упаковки.
Растительные напитки: угроза или возможности
В Европе двузначный рост показывают продажи напитков на растительной основе. Они часто позиционируются как продукты для вегетарианцев, но вместе с тем увеличивается число приверженцев здорового образа жизни, которые параллельно употребляют и молочные, и подобные альтернативные продукты.
Кроме того, в категории молочных альтернатив на европейских рынках представлены десерты, йогуртные напитки, соусы — то, что можно использовать в домашней кулинарии. В России эта категория, по прогнозам, вырастет раз в пять за ближайшие четыре-пять лет.
Молоко по QR-коду
В области дистрибуции заметно увеличение онлайн-торговли.
Многие производители, выходя на рынок, сразу таргетируют свой продукт для интернет-продаж. Задача легко решается с помощью digital-маркировки. Кроме того, это возможность вовлечения потребителя в различные промоакции, розыгрыши, создания для него дополненной реальности.
Цифровизация позволяет проследить происхождение продукта, что важно и для производителя, и для ритейла. Это помогает также завоевать лояльность потребителя, который хочет видеть весь путь продукта — от коровы до его появления на полке.
Мультипак в помощь
Ускоряющийся ритм жизни, стремление к комфорту, рост онлайн-торговли заставляют всех участников рынка оптимизировать логистику. Одним из успешных решений здесь становятся мультипаки. В Германии запуск продаж молока в консолидированной упаковке дал 10-процентный рост категории за счет увеличения размера покупки. В России при покупке UHT-молока в среднем чеке — порядка 3 литров, а в гипермаркетах — более 3 литров. Почему бы не предложить потребителю шесть литровых упаковок в одной коробке на неделю?
Экология от продукта до упаковки
Требование экологичности сегодня относится не только к продуктам, но и к упаковке. Оцениваются возможность переработки и повторного применения упаковки, использование при ее производстве сырья и энергии из возобновляемых источников.
Вместе с тем в Беларуси велика доля продаж пастеризованного молока в пленке. Конкуренцию этому виду упаковки могут составить антисептические пакеты из картона. Хороший опыт их внедрения есть на Украине. Там уже сейчас в них разливается 13 % всего молока вместо привычной пленки. Картонные пакеты очень понравились ритейлерам: нет протечек, нет возвратной тары, длительные сроки хранения. За это решение голосует и потребитель: пакет сухой, более плотный, его можно поставить; асептическое решение гарантирует, что продукт безопасен, упаковка экологичная. Производителю она дает возможность улучшить логистику, расширить географию продаж, выйти на новые рынки.
Источник: ПРОДУКТ.BY