Борис Агатов о силе ИИ в ритейле и маркетинге

независимый эксперт по инновациям в ритейле, создатель концепции «Магазин 4.0» (Россия)

Как сегодня меняется ритейл под действием инновационных технологий? Какие инструменты необходимы, чтобы эффективно использовать ИИ в своём бизнесе и в жизни в целом? И может ли цифровой аватар продвинуть вас и вашу компанию в сети? Об этом и многом другом в рамках «Трейд Диалога» IV Международного форума ритейлеров и поставщиков рассказал независимый эксперт по инновациям в ритейле, автор Telegram-канала «Агатов Борис Tech Магазин 4.0» Борис АГАТОВ.

ИИ в ритейле и маркетинге— Эпоха общедоступного искусственного интеллекта уже наступила, — подчеркивает Борис Агатов. — Ведь если не вы используете ИИ в ежедневной работе, то его применяют ваши конкуренты, соседи и многие другие. Потому что сегодня ИИ — универсальный инструмент для создания визуального контента: изображений, видео и аудиоконтента. Для кого это важно?

По статистике, 40 % населения — кинестетики, 30 % — визуалы, 20 % — дискреты и 10 % — аудиалы. Но есть ощущение, что мы переходим от кинестетиков, которым нужно что-то потрогать, и от дискретов с их логическими цепочками в аудиалы и визуалы. 

— Для нас видео и аудиоконтент становится критически важным, — отмечает эксперт. — Кто из нас стал чуть больше слушать книги, нежели читать? В некоторых сферах, например, таких как IT, — это выбор большинства. А это значит, что мы с вами переходим в новую эру — эпоху потребления медиаконтента. И если наш потребитель там, значит, и мы должны создавать этот контент. 

Может ли цифровой аватар продвинуть вас в сети? 

За последнее время в создании видеоконтента действительно произошли просто драматические по своей глубине изменения. Ещё совсем недавно оживление фотографии, которая начинала говорить, вызывало удивление: «А разве так можно было сделать?» При этом мы видели практически статичное тело «говорящего», два пикселя шевелились в области рта, чуть подергивалась голова, но и это уже производило впечатление. 

Но прошло всего несколько месяцев с момента создания «живой» фотографии, и сегодня мы можем использовать свой цифровой аватар, который, например, читает пост в вашем Telegram-канале. Причём создание цифрового аватара занимает всего несколько минут, и этим может воспользоваться любой из нас. Цена вопроса — один-два доллара (доступно, например, с помощью ресурса HeyGen + Caption). — 

Если вам показать четыре различные видеозаписи с говорящим спикером, большинство из вас даже не сможет определить, где использован цифровой аватар, а где записан сам человек, — подчеркивает Борис Агатов. — Так, я сам в марте этого года запустил канал на YouTube, который на 40 % состоит из контента с цифровым аватаром, на 60 % — это нарезки из моих выступлений. На данный момент у меня уже 150 тысяч просмотров. Но главное не это. Со мной связался пользователь с запросом написать статью про ИИ, так как я, по его мнению, главный эксперт в этой области, потому что меня чаще всего упоминают в YouTube с запросом «ИИ в ритейле эксперт». Кроме того, в сети множество моих роликов. Напомню: в 40 % случаев там вообще не я, а мой цифровой двойник. ИИ в ритейле и маркетинге

Сейчас на YouTube уже около 300 роликов Бориса Агатова, но, как отмечает сам эксперт, даже он сам не успевает их просмотреть. Но что самое главное в этой модели? 

— Растёт мой конкурент, который умнее меня, — разъясняет докладчик. — Сейчас он читает мои посты и может озвучивать между делом, например, цитаты Эйнштейна и других великих. В результате мой двойник будет ещё умнее в глазах потребителя. Так создаётся новая реальность, причём довольно стремительно. Насколько? Пока я сейчас рассказываю об этом, мой цифровой аватар в это же самое время собирает аудиторию слушателей на мой будущий вебинар. Этот пример очень красноречиво показывает: если бизнесу нужны клиенты, ему нужны видео. 

Как цифровых инфлюэнсеров уже использует реальный бизнес? 

Крупнейшая в мире розничная сеть Walmart уже создала цифровых аватаров, которые могут общаться и рассказывать про товары площадки. Компания сделала это на цифровом канале Walmart Realm и назвала проект «Метавселенная». 

— Цифровых инфлюэнсеров можно использовать и по-другому, — предлагает Борис Агатов. — Скажем, создать консультанта, с которым потребители просто связываются онлайн или офлайн при наличии монитора. Цифровые аватары могут рассказать о товарах, ответить на вопросы о них, индивидуально разговаривать с каждым из нас. К слову, они знают всё — ведь за ними вся база знаний, которая есть у компании. Или другой пример: вы можете просто загрузить ссылку на товар в вашем интернет-магазине — и получите видеоролик! Цифровой аватар сам напишет текст с презентацией товара и смонтирует видео, предварительно спросив: для какой целевой аудитории предназначена информация? Вы можете отредактировать его или запустить как есть. Всё это будет сделано буквально за минуту. ИИ соберёт все имеющиеся медиаматериалы и вставит в этот ролик. А ведь все мы уже знаем, что, когда в электронной торговле люди просматривают ленту, потребителей больше привлекает видеоизображение. Именно оно повышает конверсию.

Справка ПРОДУКТ.BY 

  • Walmart Realm — новая платформа электронной коммерции от крупнейшего в мире ритейлера позволяет людям покупать цифровые двойники товаров, продаваемых в реальных магазинах Walmart, через виртуальные базары, которые выглядят как воображаемые миры.
ИИ в ритейле и маркетинге

 

Как создавать персональные видео для каждого покупателя? 

Весной этого года появилась нейронная сеть SORA, которая создает из текста видео длиной 30 секунд. Её не разрешили использовать в публичном пространстве, потому что в ноябре состоятся выборы в США. Посчитали, что такой инструмент может повлиять на выбор избирателей: велика вероятность, что с помощью подобной нейронной сети могут создать множество фейков. Справедливости ради, генерировать подобным образом видео могли и раньше, но только все они были трёх-пяти-секундные, плюс создаваемые модели «не понимали», как устроен наш мир, все элементы на видео жили своей жизнью.

— С появлением SORA ролики стали не только длиннее, но и запросы теперь обрабатывает большая языковая модель, поэтому понимание того, что от неё хотят получить, очень высокое. Как и качество получаемой картинки, — поясняет Бориc Агатов. — Для ритейла это открывает безграничные возможности создания персональных видео для каждого покупателя. Используя этот инструмент, можно сгенерировать персонализированный канал взаимодействия с покупателем при помощи видеоконтента. Например, вам необходимо создать трейлер фильма, рассказывающий о приключениях 30-летнего космонавта в красном шерстяном вязаном мотоциклетном шлеме, используя изображение голубого неба, соляную пустыню, кинематографический стиль, когда снимают на 35-миллиметровую плёнку, яркие цвета… SORA создала этот ролик из простого описания, и он получился довольно реалистичным. 

Но чего всё же не достаёт этим видео? Звуков! Однако мы можем взять картинку из созданного SORA видео и загрузить в другую нейронную сеть, которая понимает, что на этой картинке изображено, и она наложит звуки. Так разработчики хотят размыть грань между реальностью и выдуманной действительностью. И как показал проведенный опрос: из 1000 человек, просмотревших подобное видео, 60 % были уверены, что это видео снял человек. 

В чём величие китайского маркетинга? 

Как только компания OpenAI, которая анонсировала SORA, создала подобные видео, их конкурент Stable Diffusion парировал: мы будем сразу генерировать видео со звуком.

ИИ в ритейле и маркетинге— Пока они создают короткие видео, но очень яркие по звучанию и образам, порой с несуществующими деталями, но всё равно это смотрится уже довольно органично, — делится впечатлениями автор Telegram-канала «Агатов Борис Tech Магазин 4.0». — В ответ китайский стартап Shengshu Technology и Университет Цинхуа презентовали ИИ-генератор Vidu AI. Местные разработчики решили сделать ещё круче, чем SORA: они повторили все их видео с лучшим качеством плюс выложили всё в открытый доступ. Сейчас Vidu может создавать 16-секундные видеоролики высокой четкости в разрешении 1080 p в один клик. 

Напомним, что SORA не выпустили в публичное пространство, но разработчики программы решили открыть доступ для некоторых креативных агентств, которые уже создали ряд оригинальных фильмов. Например, фильм-притчу «Человек — воздушный шар». Эта картина полностью сгенерирована ИИ. В ней много юмора, он действительно заслуживает аплодисментов. Это наше будущее, которое неожиданно ворвалось в нашу жизнь. 

Но в чем величие китайских цивилизаций и маркетинга? Они знают, что хотят видеть люди, которые прокручивают ленту. В первую очередь это касается развлекательного контента. Они создали очень реалистичные ролики с котиками с четким воспроизведением всех деталей физического мира: вот котик нарезает грудку для себя и своих котят, вот ворует рыбу из магазина, убегая от продавца. 

Дальше — больше. 28 июня на Каннском фестивале была представлена первая в мире коммерческаяИИ в ритейле и маркетинге реклама, 85 % которой сделал ИИ. ИИ пока еще плохо разбирался с надписями — их сделали люди, а со всем остальным он справился практически сам. Это пример коммерческого использования ИИ, когда он создает стерильные образы, которые очень хорошо цепляют. 

В чём сила ИИ? 

— Вы можете придумывать совершенно необычные сюжеты при помощи ИИ-генераторов (например, как «Человек — воздушный шар»). Благодаря технологиям пространство креатива стало фантастическим и безграничным, — убеждён Бориc Агатов. — При этом воплотить тот или иной визуальный сюжет-проект в жизнь можно за несколько минут. Всё это не требует больших навыков, стоит относительно дешёво и будет и дальше стремительно дешеветь. Ну и самое главное — с помощью ИИ вы можете делать индивидуальные ролики не только для группы покупателей, но и для каждого из них. А это значит, что наличие в штате или на аутсорсинге человека, который может выстроить маркетинговую активность с использованием этих инструментов, уже вполне уместно.

ИИ в ритейле и маркетинге
Новости по теме