Борис Агатов о силе ИИ в ритейле и маркетинге
- 12.12.2024 05:45
Как сегодня меняется ритейл под действием инновационных технологий? Какие инструменты необходимы, чтобы эффективно использовать ИИ в своём бизнесе и в жизни в целом? И может ли цифровой аватар продвинуть вас и вашу компанию в сети? Об этом и многом другом в рамках «Трейд Диалога» IV Международного форума ритейлеров и поставщиков рассказал независимый эксперт по инновациям в ритейле, автор Telegram-канала «Агатов Борис Tech Магазин 4.0» Борис АГАТОВ.
— Эпоха общедоступного искусственного интеллекта уже наступила, — подчеркивает Борис Агатов. — Ведь если не вы используете ИИ в ежедневной работе, то его применяют ваши конкуренты, соседи и многие другие. Потому что сегодня ИИ — универсальный инструмент для создания визуального контента: изображений, видео и аудиоконтента. Для кого это важно?
По статистике, 40 % населения — кинестетики, 30 % — визуалы, 20 % — дискреты и 10 % — аудиалы. Но есть ощущение, что мы переходим от кинестетиков, которым нужно что-то потрогать, и от дискретов с их логическими цепочками в аудиалы и визуалы.
— Для нас видео и аудиоконтент становится критически важным, — отмечает эксперт. — Кто из нас стал чуть больше слушать книги, нежели читать? В некоторых сферах, например, таких как IT, — это выбор большинства. А это значит, что мы с вами переходим в новую эру — эпоху потребления медиаконтента. И если наш потребитель там, значит, и мы должны создавать этот контент.
Может ли цифровой аватар продвинуть вас в сети?
За последнее время в создании видеоконтента действительно произошли просто драматические по своей глубине изменения. Ещё совсем недавно оживление фотографии, которая начинала говорить, вызывало удивление: «А разве так можно было сделать?» При этом мы видели практически статичное тело «говорящего», два пикселя шевелились в области рта, чуть подергивалась голова, но и это уже производило впечатление.
Но прошло всего несколько месяцев с момента создания «живой» фотографии, и сегодня мы можем использовать свой цифровой аватар, который, например, читает пост в вашем Telegram-канале. Причём создание цифрового аватара занимает всего несколько минут, и этим может воспользоваться любой из нас. Цена вопроса — один-два доллара (доступно, например, с помощью ресурса HeyGen + Caption). —
Если вам показать четыре различные видеозаписи с говорящим спикером, большинство из вас даже не сможет определить, где использован цифровой аватар, а где записан сам человек, — подчеркивает Борис Агатов. — Так, я сам в марте этого года запустил канал на YouTube, который на 40 % состоит из контента с цифровым аватаром, на 60 % — это нарезки из моих выступлений. На данный момент у меня уже 150 тысяч просмотров. Но главное не это. Со мной связался пользователь с запросом написать статью про ИИ, так как я, по его мнению, главный эксперт в этой области, потому что меня чаще всего упоминают в YouTube с запросом «ИИ в ритейле эксперт». Кроме того, в сети множество моих роликов. Напомню: в 40 % случаев там вообще не я, а мой цифровой двойник.
Сейчас на YouTube уже около 300 роликов Бориса Агатова, но, как отмечает сам эксперт, даже он сам не успевает их просмотреть. Но что самое главное в этой модели?
— Растёт мой конкурент, который умнее меня, — разъясняет докладчик. — Сейчас он читает мои посты и может озвучивать между делом, например, цитаты Эйнштейна и других великих. В результате мой двойник будет ещё умнее в глазах потребителя. Так создаётся новая реальность, причём довольно стремительно. Насколько? Пока я сейчас рассказываю об этом, мой цифровой аватар в это же самое время собирает аудиторию слушателей на мой будущий вебинар. Этот пример очень красноречиво показывает: если бизнесу нужны клиенты, ему нужны видео.
Как цифровых инфлюэнсеров уже использует реальный бизнес?
Крупнейшая в мире розничная сеть Walmart уже создала цифровых аватаров, которые могут общаться и рассказывать про товары площадки. Компания сделала это на цифровом канале Walmart Realm и назвала проект «Метавселенная».
— Цифровых инфлюэнсеров можно использовать и по-другому, — предлагает Борис Агатов. — Скажем, создать консультанта, с которым потребители просто связываются онлайн или офлайн при наличии монитора. Цифровые аватары могут рассказать о товарах, ответить на вопросы о них, индивидуально разговаривать с каждым из нас. К слову, они знают всё — ведь за ними вся база знаний, которая есть у компании. Или другой пример: вы можете просто загрузить ссылку на товар в вашем интернет-магазине — и получите видеоролик! Цифровой аватар сам напишет текст с презентацией товара и смонтирует видео, предварительно спросив: для какой целевой аудитории предназначена информация? Вы можете отредактировать его или запустить как есть. Всё это будет сделано буквально за минуту. ИИ соберёт все имеющиеся медиаматериалы и вставит в этот ролик. А ведь все мы уже знаем, что, когда в электронной торговле люди просматривают ленту, потребителей больше привлекает видеоизображение. Именно оно повышает конверсию.
Справка ПРОДУКТ.BY
- Walmart Realm — новая платформа электронной коммерции от крупнейшего в мире ритейлера позволяет людям покупать цифровые двойники товаров, продаваемых в реальных магазинах Walmart, через виртуальные базары, которые выглядят как воображаемые миры.
Как создавать персональные видео для каждого покупателя?
Весной этого года появилась нейронная сеть SORA, которая создает из текста видео длиной 30 секунд. Её не разрешили использовать в публичном пространстве, потому что в ноябре состоятся выборы в США. Посчитали, что такой инструмент может повлиять на выбор избирателей: велика вероятность, что с помощью подобной нейронной сети могут создать множество фейков. Справедливости ради, генерировать подобным образом видео могли и раньше, но только все они были трёх-пяти-секундные, плюс создаваемые модели «не понимали», как устроен наш мир, все элементы на видео жили своей жизнью.
— С появлением SORA ролики стали не только длиннее, но и запросы теперь обрабатывает большая языковая модель, поэтому понимание того, что от неё хотят получить, очень высокое. Как и качество получаемой картинки, — поясняет Бориc Агатов. — Для ритейла это открывает безграничные возможности создания персональных видео для каждого покупателя. Используя этот инструмент, можно сгенерировать персонализированный канал взаимодействия с покупателем при помощи видеоконтента. Например, вам необходимо создать трейлер фильма, рассказывающий о приключениях 30-летнего космонавта в красном шерстяном вязаном мотоциклетном шлеме, используя изображение голубого неба, соляную пустыню, кинематографический стиль, когда снимают на 35-миллиметровую плёнку, яркие цвета… SORA создала этот ролик из простого описания, и он получился довольно реалистичным.
Но чего всё же не достаёт этим видео? Звуков! Однако мы можем взять картинку из созданного SORA видео и загрузить в другую нейронную сеть, которая понимает, что на этой картинке изображено, и она наложит звуки. Так разработчики хотят размыть грань между реальностью и выдуманной действительностью. И как показал проведенный опрос: из 1000 человек, просмотревших подобное видео, 60 % были уверены, что это видео снял человек.
В чём величие китайского маркетинга?
Как только компания OpenAI, которая анонсировала SORA, создала подобные видео, их конкурент Stable Diffusion парировал: мы будем сразу генерировать видео со звуком.
— Пока они создают короткие видео, но очень яркие по звучанию и образам, порой с несуществующими деталями, но всё равно это смотрится уже довольно органично, — делится впечатлениями автор Telegram-канала «Агатов Борис Tech Магазин 4.0». — В ответ китайский стартап Shengshu Technology и Университет Цинхуа презентовали ИИ-генератор Vidu AI. Местные разработчики решили сделать ещё круче, чем SORA: они повторили все их видео с лучшим качеством плюс выложили всё в открытый доступ. Сейчас Vidu может создавать 16-секундные видеоролики высокой четкости в разрешении 1080 p в один клик.
Напомним, что SORA не выпустили в публичное пространство, но разработчики программы решили открыть доступ для некоторых креативных агентств, которые уже создали ряд оригинальных фильмов. Например, фильм-притчу «Человек — воздушный шар». Эта картина полностью сгенерирована ИИ. В ней много юмора, он действительно заслуживает аплодисментов. Это наше будущее, которое неожиданно ворвалось в нашу жизнь.
Но в чем величие китайских цивилизаций и маркетинга? Они знают, что хотят видеть люди, которые прокручивают ленту. В первую очередь это касается развлекательного контента. Они создали очень реалистичные ролики с котиками с четким воспроизведением всех деталей физического мира: вот котик нарезает грудку для себя и своих котят, вот ворует рыбу из магазина, убегая от продавца.
Дальше — больше. 28 июня на Каннском фестивале была представлена первая в мире коммерческая реклама, 85 % которой сделал ИИ. ИИ пока еще плохо разбирался с надписями — их сделали люди, а со всем остальным он справился практически сам. Это пример коммерческого использования ИИ, когда он создает стерильные образы, которые очень хорошо цепляют.
В чём сила ИИ?
— Вы можете придумывать совершенно необычные сюжеты при помощи ИИ-генераторов (например, как «Человек — воздушный шар»). Благодаря технологиям пространство креатива стало фантастическим и безграничным, — убеждён Бориc Агатов. — При этом воплотить тот или иной визуальный сюжет-проект в жизнь можно за несколько минут. Всё это не требует больших навыков, стоит относительно дешёво и будет и дальше стремительно дешеветь. Ну и самое главное — с помощью ИИ вы можете делать индивидуальные ролики не только для группы покупателей, но и для каждого из них. А это значит, что наличие в штате или на аутсорсинге человека, который может выстроить маркетинговую активность с использованием этих инструментов, уже вполне уместно.