«Спартаковско-коммунаровский стиль» Марата Новикова
- 31.12.2009 01:00
Диалог с инвестором фабрики «Спартак» Маратом Новиковым, вице-президентом компании Double Star International (США)
Александр БЕЛОВ
На вопросы корреспондента журнала «Продукт.BY» отвечает инвестор фабрики «Спартак» Марат Новиков, вице-президент компании Double Star International (США), сумевший за последние годы возродить бренды «Спартака» и «Коммунарки».
В советские времена о таком человеке могли либо сказать: личность с нелегкой судьбой, либо… ничего. Марат Михайлович сумел избежать обеих неприятностей. Когда-то к возглавляемому им минскому магазину (ныне универсам «Паўночны») еще в советские времена приклеилось народное название «У Марата». И быть там завсегдатаем считалось высшей маркой потребительской состоятельности. Когда начались неприятности, закончившиеся исключением из рядов КПСС с далеко идущими перспективами, уехал из страны в США.
Сегодня он — американский бизнесмен, постоянно бывающий на белорусской исторической родине. Этот человек известен на родине в первую очередь тем, что сумел реанимировать практически в одиночку гомельский «Спартак».
— Какая основная причина того, что вы стали инвестором «Спартака» и когда это произошло?
— В 1993 году ко мне обратились тогдашние руководители «Спартака» с просьбой о помощи. (Эти люди меня знали еще по работе в минской торговле). Первоначально я отнесся скептически к их предложению. У моей компании был неплохой бизнес в России. И все же меня уговорили съездить в Гомель, осмотреться, что называется, на месте. Картина была «впечатляющая». На двери шоколадного цеха висел амбарный замок. Долго искали ключи от замка, наконец, мы вошли в помещение. Там обнаружилась почти новая линия по производству шоколада. Стояла и ржавела. От такой удручающей картины, откровенно говоря, защемило сердце. У меня была тогда возможность помочь финансово. Это все и решило. Мы начали поставлять в Гомель сырье, а в моей жизни начиналась эра «Спартака». А потом еще и «Коммунарки».
— Почему продукции современного кондитерского предприятия в Беларуси всегда было трудно попасть на магазинную полку?..
— Начнем с того, что мощности «Коммунарки» и «Спартака» позволяют выпускать больше продукции, чем они выпускают сегодня. Увы, белорусский рынок продавлен другими производителями. Где в крупных минских магазинах реальных 70 % товаров от отечественных производителей, как это принято во всем мире? Их нет, а нет потому, что все российские компании, начиная от малоизвестных и заканчивая транснациональными корпорациями уровня «Нестле», всегда работали на комиссионных, напрямую заинтересовывали местных товароведов. Отсюда победы российских кондитеров на белорусском рынке. И никакое маркетинговое исследование не объяснит вам происходящих на нем подводных течений. Все издержки такого плана у них давно «вбиты» в себестоимость, порой они составляют до 30 %. Белорусские производители такой возможности не имеют. Зато совершенно в порядке вещей — неплатежи со стороны торговли за даже проданную продукцию. Здесь уже не первый год лидируют предприятия райпотребкооперации, потом начали подтягиваться всевозможные бакалеи…
— Как вы относитесь к обострившейся в октябре борьбе с импортом?
— Да отрицательно, разумеется. Бороться с импортом неправильно и бессмысленно. Тем более — с российской продукцией. У нас же союзное государство. Разумнее развивать свой экспорт туда.
Именно с этой целью несколько лет назад на основе пяти ведущих отечественных кондитерских фабрик организовали новую сбытовую компанию — «Белкондитер». «Белкондитер» как раз и стал решать все проблемы поставок белорусских сладостей в Россию. На сегодняшний день объемы поставок и продаж белорусской кондитерской продукции в России растут.
Кроме того, «Спартак» и «Коммунарка» активно ведут себя на других внешних рынках. А в ближайшее время лучшая продукция этих двух производителей будет продаваться во всех магазинах крупной американской розничной сети «Мэйсис». Это — серьезный успех.
— Есть такое мнение, что наши бренды серьезно отстали от украинских, того же Roshen…
— Это очень непрофессиональное мнение. Белорусские и украинские бренды не конкурируют друг с другом, как же кто-то может отставать, а кто-то — обгонять?..
— А можете ли сейчас оценить достижения кондитерской отрасли Беларуси по итогам завершающегося года?
— Я очень доволен, как продвигаются на рынок новые бренды «Спартака» «Melani» и «Konfetoff». Мне нравятся серьезные перемены на «Коммунарке». С приходом нового директора там радикально изменилась экономическая политика, улучшилось качество готовой продукции, разгрузились склады.
— А за счет чего такие чудеса случились?
— А вы об этом сами у нее спросите (интервью с Н. Кот, генеральным директором «Коммунарки», читайте на стр.20 ).
— И несколько вопросов торгового плана, учитывая ваше прошлое… Недавно закончена реконструкция универсама «Северный», торгового предприятия, которое вы строили и выводили на орбиту. Юбилей, опять же, у него наблюдался. На торжества приглашали?
— Нет, да я и не ждал приглашений. На это предприятие пришли новые хозяева. Из России, насколько мне известно. И их вряд ли будет трогать до глубины души то, что когда-то этот магазин открывал некто Марат. И в этом ничего страшного нет…
— Что бы вы могли порекомендовать белорусским товароведам, читающим наш журнал?
— Чтобы они не путали свои личные интересы и интересы предприятия. Такая проблема характерна для многих постсоветских государств. Хотим мы этого или нет. А в результате российская кондитерка оказывается на лучших местах в торговом зале, а белорусская бывает в загоне. Это неправильно
Справка «Продукт.BY»
Марат Новиков. Родился в Минске. В 1976 году окончил «Нархоз».
Работал в ЦУМе, в системе «Интуриста». Последнее место работы — 3-й «Советский» магазин, ныне универсам «Паўночны». По его словам, покинул БССР потому, что стал опасаться за будущее детей.
В США стал вице-президентом крупной финансовой компании, является владельцем 42 % акций фабрики «Спартак».
В новой стране чувствует себя комфортно.
Сегодня к нему относятся по-разному. Кто-то ненавидит и считает «одиозной личностью», кто-то громко поддерживает и называет бизнесменом от Бога. В любом случае можно уверенно говорить: равнодушных к деятельности этого человека нет и не может быть. Ни в Беларуси, ни в России, ни в США.