Полгода — в большой плюс
- 13.11.2017 18:21
Оценивая результаты работы на внешних рынках предприятий и организаций, входящих в систему Минсельхозпрода, можно отметить ряд весьма позитивных факторов (речь в данном случае, как следует из названия статьи, пойдет про период январь — июнь 2017 года). При этом мы не будем делать ставку на излишние эмоции или, как говорят в народе, «надувать щеки». В этой публикации — только цифры, факты, а также размышления «с абсолютно холодной головой».
Российские факторы
Итак, прирост валютной выручки за полгода 2017-го (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года) составил 174,5 млн долларов. С учетом того, что расчеты за поставленную продукцию в Российскую Федерацию, оставшуюся основным покупателем белорусских сельскохозяйственных товаров, осуществляются в RUR, а затем уже пересчитываются в USD, можно говорить о безусловном позитивном тренде.
С одной стороны, в рамках стратегии диверсификации экспорта объем поставок в Россию уменьшился на три процентных пункта, составив 1,124 млрд долларов. В то же время Россия продолжает занимать огромную долю в объеме белорусского сельскохозяйственного экспорта. В данном случае — 91,6 %.
Организации Минсельхозпрода по итогам полугодия смогли реализовать свою продукцию в 71 российском регионе. При этом в общем «масштабе» поставок львиную долю — 64 % — обеспечили всего три региона:
Москва — 18,0 %;
Санкт-Петербург — 13,1 %;
Московская область — 32,9 %.
СНГ — «без России»
Если вынести за скобки безусловного и объективного лидера наших экспортных поставок — Российскую Федерацию, то выяснится позитивный фактор: рост отмечен абсолютно по всем странам бывшего СССР. Общая доля белорусского экспорта в них достигла 5,3 %, или 65,3 млн долларов. При этом поставки в страны, с которыми Беларусь достаточно активно торговала в первой половине 2016 года, значительно выросли:
• в Казахстан — на 52,2 % (28,9 млн долларов);
• на Украину — на 27,2 % (16,2 млн долларов);
• в Азербайджан — на 81,4 % (4,5 млн долларов).
В 2017 году активно открывались среднеазиатские рынки. Достаточно сказать, что поставки в Узбекистан выросли в 3 раза, Таджикистан — в 2,9 раза, Кыргызстан — и вовсе в 54 (!!!) раза.
Истории со всемирной географией. Евро-рост
Начнем с общей, системной цифры. Удельный вес стран дальнего зарубежья в общем «пироге» белорусского сельскохозяйственного экспорта в первой половине 2017 года составил 3,1 % (38,5 млн долларов).
Существенный объем поставок нашей продукции пришелся на рынок Евросоюза. В страны ЕС было экспортировано продуктов и товаров на сумму 14,1 млн долларов. Экспорт наших сельхозтоваров в Европу существенно вырос.
Топ-5. Страны ЕС, основные импортеры белорусской продукции в 2017 году:
Польша — рост на 23,1 % (4,3 млн долларов);
Литва — на 37,9 % (3,4 млн долларов);
Германия — рост в 4,3 раза (2,3 млн долларов);
Нидерланды — в 4,1 раза (2,2 млн долларов);
Италия — рост на 30,4 % (721,0 тыс. долларов).
Прочерченный курс на Азию
С учетом особых, доверительных отношений Беларуси с такими крупными странами Азии, как Китай и Вьетнам, логично выглядит увеличение экспортных поставок в страны Азии и Океании в первой половине 2017 года. По сравнению с аналогичным периодом 2016-го, поставки белорусской аграрной продукции на этом направлении увеличились в 2,7 раза и составили 22,6 млн долларов.
Топ-5. Страны Азии и Океании, основные покупатели белорусских сельхозтоваров в 2017 году:
Турция — 5,0 млн долларов;
Китай — 4,9 млн долларов;
Сирия — 1,45 млн долларов;
Оман — 1,28 млн долларов;
Вьетнам — 956 тыс. долларов.
Вотчина Трампа
Несмотря на то, что в целом в денежном отношении объемы поставок белорусской продукции в страны Южной и Северной Америки достигли показателя в 826,7 тыся долларов, можно отметить и подчеркнуть чрезвычайно положительный момент. Поставки отечественной сельхозпродукции на рынок США выросли на 82 % и достигли 789 тыс. долларов.
Черные жемчужины Нила и не только
Наконец, в страны африканского континента (куда все активнее обращают свои взоры наши производители) было поставлено в первом полугодии 2017-го отечественной сельхозпродукции на 0,9 млн долларов. В деньгах объемы поставок в страны Африки по сравнению с январем — июнем 2016 года выросли в 5,9 раза. Лидером поставок оказался Египет, приобретший белорусской сельхозпродукции на 304,8 тыс. долларов.
Все время что-то новое, или Кругом — шестнадцать
Примечательно, что в этом году белорусским производителям сельхозпродукции удалось выйти на новые рынки — 16 стран мира. Это:
Венесуэла
Египет
Монголия
Словения
Финляндия
Бахрейн
Катар
Сирия
Бенин
Кот-д'Ивуар
ЮАР
Новая Зеландия
Панама
Македония
Оман
Непал.
Региональные приоритеты на сегодня и завтра
Можно говорить о том, что помимо традиционно актуального рынка СНГ, Беларусь при поставках сельхозпродукции будет делать ставку на три крупных мировых региона:
* Юго-Восточную Азию;
* Ближний Восток и страны Персидского залива;
* Африку.
Глаза боятся, а… голова работает
Как известно, на поставку в страны ЕС сертифицированы пять отечественных молочных предприятий. Рынок этот серьезно защищен ввозными таможенными пошлинами — порядка 100 %. Притом что на рынке ЕАЭС их размер находится на уровне 15 %.
В итоге твердые сыры — «короли нашего экспорта», которые в Беларуси в среднем стоят около 5 долларов, при въезде в Европу увеличивают свою оптовую стоимость в два раза и автоматически оказываются непроходными. Однако это не значит, что на рынке ЕС нет свободных ниш для поставок «молочки». Хороший пример — работа компании «Савушкин продукт». Благодаря внедрению современных технологий, брестчанам удалось освоить выпуск качественной продукции в яркой упаковке (творожков, йогуртов и т. д.). Она предлагается европейцам по тем товарным кодам, которые позволяют ввозить товар с минимальными ввозными пошлинами или вовсе без них. На них есть спрос, а значит, защита снимается.
Кроме того, проходным по цене для Европы является казеин. И эту нишу уверенно занял Берёзовский сыродельный комбинат. Мы уже не говорим про «Санта Бремор», чья продукция благодаря продуманной логистике, дистрибуции и производственной политике успешно реализуется практически по всему миру.
Минсельхозпрод полагает, что сегодня возможна успешная внешнеэкономическая деятельность на самых защищенных рынках мира. Но для этого придется обращать внимание на различные «нюансы».
При работе на рынках мусульманских стран предприятия не просто обязаны получать сертификат «Халяль», но думать об этой процедуре заблаговременно. В сотрудничестве с Китаем большое значение имеет разрешение ветеринарных служб этой страны. Сегодня на рынок Поднебесной прорвалась наша молочная продукция. Кроме того, большие поставки сельхозпродукции из Беларуси осуществляются на рынки Вьетнама, Гонконга.
Наконец, ряд наших мясоперерабатывающих предприятий открыт для работы в Китае по говядине. В июле подписан комплекс документов с китайской государственной ветеринарной службой (полное название — Департамент ветеринарного и фитосанитарного карантинного контроля Главного государственного управления по контролю качества, инспекции и карантину), что позволяет в ближайшее время начать поставки на рынок Китая говядины. Осталось дождаться внесения в реестр ряда мясоперерабатывающих предприятий Беларуси. Кроме того, в планах по сертификации китайскими специалистами стоят отечественные птицефабрики, занятые производством мяса птицы.
О том, что китайский бизнес планирует вложить в развитие отечественного сельского хозяйства 1 млрд долларов в течение ближайшего года, «Продукт.BY» неоднократно писал. Повторяться нет смысла.
И последнее. Как говорят на Востоке, дорогу осилит идущий. И этот принцип может стать основополагающим для успешной работы наших сельхозпредприятий на внешнем и внутреннем рынках.
Три цифры
* Доля экспорта организаций Минсельхозпрода в общих масштабах поставок за пределы Беларуси в первой половине 2017 года — 18,8 %.
* В общем объеме продовольственного экспорта в первом полугодии 2017 года доля Минсельхозпрода — 51,6 %.
* Весь агропромышленный комплекс Беларуси за период январь — июнь 2017 года поставил на экспорт продукции на сумму 2,38 млрд долларов.
Все оказалось рентабельно
Рентабельность по поставкам мяса и мясопродуктов на экспорт за первое полугодие 2017-го варьировалась в пределах от 4 до 11 %. В свою очередь, рентабельность продаж за пределы Беларуси молочных продуктов — животного масла, сыров, сухого молока, цельномолочной продукции — находилась в пределах от 15 до 35 %.
Таким образом, ни одной убыточной экспортной позиции по мясной и молочной продукции в 2017 году НЕ БЫЛО!
Источник: Produkt.by