Небольшие производители молока уйдут с рынка?
- 11.07.2014 03:00
Мелкие предприятия вынуждены закрываться из-за высокой конкуренции с транснациональными холдингами.
Транснациональные компании, такие как «Вимм-Билль-Данн» и «Данон-Юнимилк», держат около половины рынка готовой продукции. «Руководители других перерабатывающих предприятий обращались в ФАС с просьбой рассмотреть эту ситуацию, но в итоге никаких подвижек не произошло. ФАС только развела руками, отметив, что транснационалы занимают 49 % рынка, и поэтому власти никак не могут повлиять на деятельность крупнейших игроков», — рассказывает председатель совета директоров холдинга «Галактика» Игорь Дю.
Еще одна серьезная проблема — нехватка сырья в регионе. В 2013 году местные предприятия произвели 564 т молока, что на 3 % меньше, чем в 2012-м. Большие трудности у производителей и с краткосрочным кредитованием: требования к заемщикам ужесточаются, объемы кредитования сокращаются, стоимость залогового имущества занижается в десятки раз, а сроки рассмотрения заявок затягиваются. Кроме того, растут ставки по процентам. Так, в 2013 году в Россельхозбанке она составляла 10,58 %, а в 2014-м — 11,80 %, в Сбербанке ставка выросла с 10,67 до 11,30 %. В итоге многие предприятия испытывают нехватку оборотных средств. Естественно, в таких условиях резко возросла доля импорта. Следующий непростой момент — работа с сетями, которые предпочитают иметь дело с крупными производителями молока. «Транснациональные компании пользуются своим доминирующим положением на рынке и снижают цены на продукцию за счет собственных больших объемов производства», — отмечает Игорь Дю. В связи с этим производители предлагают на законодательном уровне прописать обязательную представленность на полках сетевых магазинов молочной продукции, производимой небольшими местными предприятиями.
Впрочем, многие производители не отчаиваются и пытаются выживать в таких условиях. Один из вариантов развития для небольших производителей — возможность выпускать молочные продукты под частными торговыми марками для торговых сетей и других компаний. Например, в основном за счет этого держится на плаву новгородское ЗАО «Лактис».
Некоторые предприятия — холдинг «Детскосельский», СХП «Лосево» и другие — создают собственные магазины и в итоге выходят на замкнутый производственный цикл, чтобы не зависеть от сетей и производителей молока.