На мировой рынок — с белорусскими коллегами!

Исполнительный директор Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Артём БЕЛОВ оценивает сложившуюся ситуацию довольно оптимистично: на мировом рынке в последние годы наблюдается увеличение производства и потребления молочных продуктов.

Прирост мировой торговли составил 2–3 %. Основные страны-потребители, за счет которых происходит этот прирост, — Китай, Мексика, Малайзия, Египет, Бразилия. Развитие экспорта традиционно обеспечивают Новая Зеландия, Евросоюз, Аргентина, Индия и др.

Хорошая новость — устойчивый рост цен на основные виды продукции — СОМ, СЦМ, сыр, сливочное масло. Уровень цен позволяет производителям России и стран СНГ быть на этих направлениях конкурентными и успешными. Четыре основные категории молочных продуктов торгуются на мировом рынке: СОМ (50 % рынка), СЦМ, сыры (10–20 %), сливочное масло. Поэтому именно работа с сегментом B2B обеспечивает развитие экспорта.

Что происходит на рынках постсоветского пространства? С точки зрения валовых показателей, объем потребления достаточно существенен — более 200 кг на душу населения. Россия, Казахстан, Беларусь, Украина, Узбекистан формируют 80 % рынка.

Плохо то, что эти ключевые рынки в последние годы показывают отрицательную динамику. Нет прироста потребления в России и Беларуси. Стагнирует внутренний спрос на Украине. Положительную динамику показывает только Узбекистан. Сейчас основная торговля молочными продуктами на постсоветском пространстве замкнута друг на друга среди стран-лидеров (Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан). Если Россия намерена увеличивать экспорт, она должна ориентироваться на рынки третьих стран, считает Артем Белов.

Существуют ли производственные возможности обеспечить рост экспорта? В этом вопросе Артем Белов согласен с Алексеем Богдановым: есть значительные резервы для увеличения производительности. Можно повысить надои, не увеличивая поголовья. Надо обратить больше внимания на мотивацию произвоителей, выстраивание технологий, обеспеченность кормами, достижения генетики и т. д.

Сегодня экспорт в третьи страны (за пределы СНГ) из России не превышает 11 %, из Беларуси — 6 %, из Казахстана — 3 %. Украина в этом смысле уникальна — она экспортирует в третьи страны около 60 % своей продукции.

Артем Белов призвал участников форума обратить внимание на экспортный кейс Украины. За последние пять лет страна смогла диверсифицировать экспорт и показывает позитивный пример выхода на новые рынки сбыта. До 2014 года примерно 90 % поставок Украины приходилось на Россию, сейчас же значительная доля экспорта отдается Евросоюзу. Украина поставляет туда сухие молочные жиры, сухое сгущенное молоко, сливки, сыворотку. Для россиян это сигнал, на чем нужно концентрировать усилия, заметил Артем Белов.

Китай — ключевой рынок для большинства молочных производителей. Артем Белов подчеркнул, что в отношении Поднебесной интересен кейс Беларуси, которая в течение последнего года в девять раз увеличила объемы поставок. Ключевые позиции, поставляемые туда, — на 95 % сыворотка и жиры. По мнению докладчика, Россия по себестоимости производства тоже вполне конкурентоспособна для выхода на рынок Китая.

Артем Белов также обратил внимание на факторы, влияющие на развитие молочной отрасли в 2019 году в рамках ЕАЭС. Во-первых, состояние платежеспособного спроса внутри Союза, во-вторых — борьба с продуктами-фальсификатами, в-третьих — доработка рамочных условий торговли с Беларусью, развитие экспорта. Значительное влияние (применительно к России) на доходность молочной отрасли оказывают текущие мировые цены, курс рубля и объем господдержки.

Источник: ПРОДУКТ.BY