Эксперты оценили перспективы M&A сделок в мировой пищевой промышленности в 2025 году
- 30.12.2024 06:11
С точки зрения активности в сфере M&A-сделок (слияния и поглощения), отрасли производства продуктов питания и напитков ожидает динамичный 2025 год, поскольку благодаря стабилизации уровня инфляции и процентных ставок растет доверие со стороны инвесторов. Эксперты консалтинговой компании Houlihan Lokey прогнозируют возобновление активности прямых инвесторов наряду с оптимизацией продуктовых портфелей и повышенным вниманием к вопросам устойчивого развития. В число перспективных направлений для продовольственного сектора эксперты включают такие категории, как снеки, замороженные продукты и блюда мировой кухни, тогда как в индустрии напитков драйверами роста, по всей видимости, станут функциональные напитки и инновационные бренды, пишет FoodBev.
Фото: freepik.com
- Мнение Джеймса Скаллана, управляющего директора Houlihan Lokey
Что ждет рынок слияний и поглощений в отрасли продуктов питания в 2025 году? Предположим, что инфляция не ускорится, а процентные ставки стабилизируются. В этом случае мы можем рассчитывать на увеличение числа сделок, особенно со стороны частного капитала, который терпеливо ждал подходящего момента, чтобы вновь выйти на рынок.
Снижение процентных ставок повысит привлекательность выкупа бизнеса с использованием заемных средств, а по мере снижения инфляции будет расти уверенность инвесторов в устойчивости прибыли, что откроет больше возможностей для дальнейшего развития. Ожидается сохранение интереса к таким категориям, как снеки и замороженные продукты, спрос на которые сейчас весьма высок, поскольку для потребителей в приоритете удобство, соотношение цены и качества и забота о здоровье.
Кроме того, большим спросом пользуются продукты питания из разных стран мира, ориентированные на более широкое разнообразие вкусовых форматов и идей. По нашим прогнозам, спрос на них сохранится и в 2025 году. Развивающийся тренд на экологическую устойчивость и этичный выбор поставщиков также будет стимулировать заключение сделок слияния и поглощения, поскольку потребители все чаще требуют от брендов прозрачности и экологической ответственности.
Еще одна важная тенденция, которая влияет на рынок, ― растущее внимание корпораций к оптимизации своих продуктовых портфелей за счет продажи непрофильных активов. Крупнейшие компании ― производители потребительских товаров, такие как Unilever, совершенствуют свои стратегии, концентрируясь на наиболее сильных брендах и избавляясь от мелких и экономически неэффективных активов.
Такие сделки позволяют не только повысить операционную эффективность, но и открывают перед частными инвесторами и покупателями широкие возможности для приобретения зарекомендовавших себя брендов с определенным потенциалом роста. Эта волна рационализации портфелей останется ключевым фактором активности в сфере слияний и поглощений и может сыграть решающую роль в изменении рыночного ландшафта в 2025 году.
В то время как европейский сектор производства продуктов питания все еще пытается встать на ноги после пандемии коронавируса, формируется более стабильный и активный рынок слияний и поглощений. Активность корпораций по-прежнему высока, но по мере улучшения экономических условий частный капитал, вероятно, заявит о себе на рынке M&A-сделок с новой силой ― это всего лишь вопрос времени.
Как для компаний, так и для инвесторов способность сохранять гибкость, извлекать выгоду из синергетического эффекта и предвидеть изменения в поведении потребителей будет не просто выгодна, а критически важна для сохранения конкурентоспособности на все более динамичном рынке. Следующую волну роста возглавят те, кто быстро адаптируется.
- Мнение Хавьера Чикеро, вице-президента Houlihan Lokey
Макроэкономическая ситуация в последние несколько лет была не самой благоприятной для слияний и поглощений, однако более привлекательные процентные ставки и уровень инфляции начинают оказывать положительное влияние на настроения инвесторов.
Кроме того, мы вступаем в период после выборов, прошедших на ключевых рынках, таких как США и Великобритания и в ряде других крупных географических регионов, что должно обеспечить бо́льшую ясность и стратегическую определенность для рынка.
В индустрии напитков частный капитал исторически был менее активен, поскольку наиболее серьезные игроки рынка извлекали выгоду из способности производить продукцию собственными силами и использовали свои дистрибьюторские сети для обоснования более высоких расценок. Однако инвесторы становятся все более активными в этой сфере и проявляют повышенный интерес к вложениям в данную отрасль.
Если рассматривать различные подсегменты, то в уходящем году мы наблюдали заметную активность. В сегменте энергетических напитков приобретение компанией Keurig Dr Pepper компании Ghost отражает твердую уверенность бизнеса в будущем этой категории. Другие бренды в этом сегменте также демонстрируют отличные результаты.
В сегменте функциональных напитков приобретение компанией Cinven компании Vitamin Well также можно считать доказательством активного роста сегмента и его привлекательности для прямых инвестиций. Эта сделка подчеркивает тот факт, что границы между функциональными продуктами питания и функциональными напитками постепенно размываются.
В сегменте алкогольных напитков мы наблюдали такие сделки, как продажа компанией Diageo брендов Pampero и Safari: покупателем Pampero стала Gruppo Montenegro, а Safari приобрела компания Casa Redondo. Это свидетельствует о стремлении компаний, занимающихся производством алкогольных напитков, управлять своим продуктовым портфелем. Наконец, в сегменте безалкогольных напитков одной из самых примечательных сделок этого года стало приобретение компанией Carlsberg британского производителя безалкогольных напитков Britvic, поскольку пивной гигант стремится стать ведущим партнером PepsiCo по розливу в Европе.
Эти события отражают растущий интерес и стратегическое репозиционирование в секторе напитков, поскольку и инвесторы, и корпорации осознают очевидные возможности для долгосрочного роста.
В новом году мы ожидаем, что интерес покупателей к функциональным напиткам будет расти, поскольку эта категория продолжает расширяться в ответ на потребительский спрос на более здоровые и полезные для здоровья альтернативы. Мы полагаем, что экологичность также будет играть все более важную роль: потребители будут отдавать предпочтение этичному составу и упаковке, пригодной для вторичной переработки.
По мере того как крупнейшие глобальные компании, работающие в разных категориях, будут продолжать оптимизировать свои продуктовые портфели, мы ожидаем дальнейших продаж экономически неэффективных или второстепенных брендов, которые имеют raison d’etre (разумные основания для существования. — Прим. ред.), но не в составе продуктовых портфелей этих игроков. Такая рационализация портфелей создаст возможности для прямых инвесторов, а также для компаний среднего размера, которые стремятся расширить свое предложение.
Появление инновационных брендов, представляющих на рынке новые продукты, концепции и форматы, будет и впредь открывать новые перспективы. Эта динамика особенно привлекательна для прямых и венчурных инвесторов, которые имеют все шансы использовать свой опыт и возможности создания стоимости для поддержки роста таких брендов и обеспечения высокой доходности своим вкладчикам.
Для авторитетных игроков рынка способность использовать свои дистрибьюторские сети и производственные мощности для достижения синергетического эффекта после сделки будет по-прежнему иметь первостепенное значение с точки зрения обеспечения конкурентоспособности. Для новых и развивающихся компаний размышления о конечных покупателях бизнеса и о том, что их «вдохновляет», должны стать еще одним столпом их стратегии, если их принципиальная цель ― найти оптимального владельца для своего бизнеса.
В целом, впереди нас ждут захватывающие времена, и мы надеемся, что индустрия производства напитков станет ключевой сферой активности M&A-сделок как в Европе, так и во всем мире.