Взгляд из России на «общий сырный рынок»

Российский рынок молочных продуктов остается чрезвычайно интересным для белорусских производителей и поставщиков. Предлагаем вашему вниманию аналитический обзор, построенный на общении с консультантом нашего издания, исполнительным директором Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Артемом БЕЛОВЫМ.

Почему в 2017 году «подмерзли» российские производители сыра?

Артем Белов на протяжении последних лет неоднократно подчеркивал одну принципиальную мысль: «Важной составляющей, повлиявшей на рынок молокопродуктов в целом и рынок сыра и сырных продуктов в России, стало реальное сокращение доходов населения. Рост доходов населения — один из ключевых факторов, который будет определять дальнейшую динамику развития на этом участке сегодня и завтра».

Неслучаен тот факт, что в структуре потребления россиянами последовательно шло переключение на более дешевые сырные продукты.

Парадокс заключается в том, что если проанализировать отдельные сегменты рынка сыра за последние три года (с точки зрения производства), то налицо однозначный рост — по твердым, полутвердым сырам. Позитивная динамика за этот трехлетний период наблюдается и по сырным продуктам.

Неплохая динамика развития имеется по мягким и рассольным сырам (в среднем порядка 7,5 % ежегодно) и проч.
Но итог сказанному Артем Белов подвел не слишком радужный: «С нашей точки зрения («Союзмолоко». — Авт.), когда после 2014‑го было зафиксировано реальное падение доходов населения, изменился тренд: потребитель начал с каждым годом выбирать все более доступные по цене продукты.

Да, до 2017 года росли основные сегменты сыродельного производства. Однако по итогам 2017‑го производственный рост оказался на уровне нуля. Напомню, еще в 2015 году производство сырных продуктов выросло на 35 %, твердые и полутвердые сыры показывали темпы роста до 10 %».

Белорусский фактор для российского рынка

Наш собеседник не скрывает тот факт, что рынок сыра в России чрезвычайно импортозависим, но… «Зафиксированный показатель импорта в 56 тыс. тонн — это лишь 6,5 % от реального объема потребления сыров; здесь мы в первую очередь имеем дело с поставками из «разрешенных третьих стран», — подчеркивает Артем Белов. — Все остальные объемы сырного импорта «закрывают» поставки из Республики Беларусь. На данном участке рынок практически никак не контролируется».

Исполнительный директор «Союзмолока» не раз, причем на самых разных уровнях подчеркивал мысль, согласно которой Беларусь является таким же равноправным игроком, как все остальные субъекты Российской Федерации.

«В результате рынок чрезвычайно конкурентный, а доля реального импорта на нем — невысока, — констатирует он. — Безусловно, ситуация изменилась за последние три года. Минус 330 тыс. тонн — это падение поставок сыра из стран Европейского союза в результате введения эмбарго и ослабления рубля за период с 2013 по 2016 гг. При этом 120 тыс. тонн приплюсовала Беларусь за этот же промежуток времени».

В то же время эксперт отмечает, что в России за этот промежуток времени производственная динамика тоже оказалась достаточно неплохой: производство сыров и сырных продуктов за три года удалось нарастить на 164 тыс. тонн.

Примечательно и то, что Артем Белов, отмечая серьезную консолидированность рынка тех же твердых сыров (более 50 % объемов здесь приходится на 15 топ-компаний), рассматривает его в комплексе, учитывая возможности и динамику поставок не только российских, но и белорусских производителей.

Крупнейшие производители твердых сыров (тыс. тонн)
Рынок четко структурировался, и резервы ключевых игроков позволяют за 2–3 года полностью насытить рынок.

Конкуренция и тренды

«Если мы проанализируем, что происходило на рынке за последние три года, то будем вынуждены отметить очевидный факт: усиление конкуренции на быстрорастущем рынке, — отмечает эксперт. — Ряд международных компаний, присутствующих на российском рынке, занялись активной локализацией производства».

С одной стороны, за последние несколько лет в Россию активно инвестировали ведущие мировые сырные компании. Вместе с тем аналитик с удовлетворением отмечает, что крупнейшие российские производители в 2017 году наращивали свои мощности.

Исходя из отмеченных стратегий рынка сыра, Артем Белов сформулировал основные тренды 2018 года для российского рынка сыров:

  • усиление конкуренции;
  • наращивание мощностей крупнейших игроков;
  • рост доли сетевой торговли;
  • консолидация отрасли и рост потенциала для развития экспорта.

Источник: Produkt.by