Вы здесь

Выправить кривую молочной статистики

Проблема недостоверных данных о производстве и переработке молока в Российской Федерации давно волнует экспертное сообщество. Эта тема была поднята на прошедшем недавно в Москве Международном форуме молочных аналитиков.

Тон обсуждению этой темы задал главный редактор DairyNews Михаил МИЩЕНКО. При сборе информации он столкнулся с проблемой. Компании охотно предоставляют данные о производстве молока сельхозпроизводителями, но не делятся статистикой об объемах переработки сырья, мотивируя это коммерческой тайной. В то время как любое предприятие Европы, США, Австралии и Новой Зеландии предоставляет данные об объемах переработки молока, российские переработчики упорно не хотят об этом говорить.

Согласно ст. 9 п. 1 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», «первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами».

«Информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны», — говорится в ст. 3 п. 2 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Считается, что в 2014 году в Российской Федерации произведено 16,3 млн тонн сырого молока. Это с учетом личных подсобных хозяйств. Эксперт предлагает их не учитывать, потому что данное молоко производится для личного потребления. К тому же весьма сомнительно, что в России на одного сельского жителя в год производится почти одна тонна молока. Больше только в Ирландии и Новой Зеландии. Этот зашкаливающий во всех регионах РФ показатель только искажает статистику.

По словам Михаила Мищенко, нет достоверных данных и о количестве перерабатывающих предприятий. Сегодня официальная статистика дает цифру 2214. Однако таких заводов больше. Ведь ни для кого не секрет, что есть предприятия, которые вообще не принимают молоко на переработку. Коммерческая тайна, скорее всего, и связана с этим моментом.

— Я много общался с сотрудниками научно-исследовательских институтов, которые подтверждают, что фальсификация молока происходит не только на этапе его переработки, но и на этапе производства сырого молока, — рассказал Михаил Мищенко. — Берут сухое молоко, восстанавливают и продают как сырое. Многие производители не дают информацию по производству сливок, сыра масла и сметаны. Как можно развивать отрасль, если не можем подсчитать это?

Приведя данные о показателях жира при производстве молочных продуктов, эксперт назвал цифры: 662,6 тыс. тонн пальмового масла и 151,6 тыс. тонн молочных жиров. Это говорит о проблеме в отрасли.

Отвечая на вопросы участников форума, Михаил Мищенко пояснил, что когда идет речь о потреблении молочных продуктов, допускается много ошибок. Не учитывается, что потребитель купил для себя молочный продукт, но это лишь его аналог с заменителем молочного жира. Таким образом, теоретически емкость рынка больше.

Председатель Комиссии ОП РФ по вопросам развития АПК, руководитель ООО «Агрофирма ТРИО» Евгения УВАРКИНА согласилась с тем, что фальсификат работает на рост потребления. Она высказала мнение, что запущенный Минсельхозом механизм интервенции может стать эффективным инструментом регулирования рынка лишь при условии наличия объективных статистических данных. Статистика необходима для того, чтобы анализировать данные и правильно планировать производство.

Отметив, что в России есть несколько экспертных объединений, готовых исправить ситуацию со сбором данных, Евгения Уваркина призвала вместе с Минсельхозом выступить с инициативой изменения статистики в необходимый формат.

Как считает исполнительный директор НП «ВЕМА» Василий РЕДИН, ждать, что произойдут изменения в сфере статистики, не стоит. Этого не случится, пока не будет востребованости со стороны бизнеса и тех людей, которые используют данные по производству и переработке молока. Принцип работы статистики должен быть другой. Пока же получается, что бизнес работает сам по себе и пытается выправить сложившуюся ситуацию с предоставлением информации. Непроверенные данные для общего дела не имеют большого значения. Есть множество людей, готовых самореализоваться, чтобы докопаться до истины. Эту энергию надо использовать.

В унисон поднятой теме на форуме прозвучало выступление директора по маркетингу компании «Тетра Пак» Мартина ФЕЖКА «Молочная география России: «черные дыры» и «белые пятна». Он обратил внимание на тот факт, что в кризис многие пробуют есть меньше, замещают в своем рационе продукты более дешевыми. То же самое делают компании. Кроме того, они всегда думают о будущем. По наблюдению эксперта, тренды, предсказанные два-три года назад, сегодня не актуальны. К примеру, раньше говорили, что будет нехватка молока. Сейчас в мире его производится меньше. Но молоко есть, и оно стало дешевле.

Посмотрев, что покупают люди, как они питаются, Мартин Фежк спрогнозировал несколько трендов. Первый из них — молоко с добавками: с кальцием, с омега-3, безлактозное, а также без жира. Еще один тренд — гипоаллергенное и чистое органическое молоко.

— Есть впечатление, что люди этого хотят, даже по более высокой цене, — отметил Мартин Фежк. — Чем сильнее кризис, тем больше люди позволяют себе удовольствие от вкусных продуктов.   

«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.