Вы здесь

«Вы не знаете, как пройти в библиотеку?»

Примерно такой вопрос 2 марта могли задавать участники очередной Ассамблеи деловых кругов, которая неожиданно для многих проходила как раз в Национальной библиотеке. Впрочем, если отбросить в сторону «смешки в реконструктивный период», на этом мероприятии представители бизнеса и власти старались совместно обсудить сложившуюся экономическую ситуацию и реформы, необходимые для преодоления кризиса, которого, по некоторым данным, вроде как и нет.

Особенностью нынешней ассамблеи стало присутствие сразу трех министров — экономики, иностранных дел и торговли. Видимо, необходимость в диалоге бизнеса и власти назрела. Эту мантру многие слышат не первый год. Как иронично сказал на сей счет один из признанных лидеров предпринимательского движения Александр Швец: «Видимо, в следующем году мы дождемся как минимум вице-премьера, а то и премьера».

Не ждали

В целом все прошло весьма благопристойно и ровно, без взрывов и излишних эмоций. Что уж говорить, если признанный фрондер Ярослав Романчук в своем выступлении говорил о необходимости взаимного доверия со стороны бизнеса и власти. (Все предыдущие годы, лет десять как минимум, Ярослав Чеславович занимался «поркой» всех правительств и чиновников со всех возможных и невозможных трибун — в духе либеральных идей.) У многих посвященных от такого доклада на последней ассамблее просто отлегло от сердца.

Сюжет на ассамблее в итоге начал разыгрываться весьма благостный. Министр экономики Владимир Зиновский сообщил, к примеру, что вверенное ему министерство предлагает ввести обязательную 50-процентную квоту на участие частного бизнеса в общественно-консультативных советах.

Презентация «нового старого» министерства

Недавно назначенный на свой пост министр торговли Владимир Колтович тезисно рассказал о развитии добросовестной конкуренции в стране и создании нового антимонопольного органа на базе Минторга, на глазах превращающегося в межведомственную структуру, а не просто в регулятор торговых процессов. Важное замечание, к которому мы будем, думается, еще не раз возвращаться на наших страницах.

Исходя из того, что часто запоминается последняя фраза, Владимир Васильевич тонко выразил удивление в связи с тем, что гимном столичных предпринимателей является полонез Огинского, известный также как «Прощание с Родиной». Он пожелал бизнесу оптимизма, а также возможности работать сугубо на Родине, ради ее блага. Ему аплодировали практически стоя.

Что такое шутовство и как с ним бороться?

Несмотря на просьбы в кулуарах форума и задолго до его начала, сольный, диссонирующий номер исполнил на ассамблее видный «айчынны» экономист со стажем Леонид Заико. Он озвучил странные цифры о значительном падении объемов экспорта белорусского молока и проч. Данная информация вызывает в памяти цитату из классического произведения «Поздравляю вас соврамши». Кроме того, Леонид Федорович умудрился вызвать очевидное раздражение у дипломатичного (по статусу) министра иностранных дел Владимира Макея.

Заико тонко острил по поводу сотрудничества Беларуси в сфере торговли тракторами с такими странами, как Зимбабве, а также Тринидад и Тобаго. Макей отбивал эти ядовитые стрелы логическими выкладками: для Беларуси есть смысл торговать сегодня со всеми странами мира, в том числе и с африканским континентом. Отдельно Владимир Владимирович призвал людей вспомнить, что патриотизм — это не просто набор звуков, над которым принято подшучивать. Именно этот посыл встретил в зале наибольшее одобрение. Кстати, министр иностранных дел в тот день предложил бизнесу много полезных, искренних вещей, например: активнее использовать механизм обратной связи с МИД, возможности взаимодействия с посольствами Беларуси, Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен; плюс задействовать Межведомственный совет по внешнеторговой политике и т. д.

Ясно, что валюты не хватает, а зарабатывать ее можно и должно на внешних рынках. К чему здесь было устраивать веселое представление независимому экономисту, полжизни преподававшему марксистскую полит-экономию и вставшему на рыночные рельсы, большинству было непонятно.

Платформенный вопрос

Традиционно на мероприятии обсуждался и программный документ, который вот уже который год подряд готовят бизнес-союзы. Речь идет о Национальной платформе бизнеса Беларуси. На сей раз платформа носила подзаголовок «Вызов кризису». В документе отмечено, что в 2015 году на страну обрушились сразу четыре кризиса: системный, структурный, циклический и конъюнктурный. Выделены семь причин такого «квадрокризиса»:

  • централизация принятия решений;
  • отсутствие многовекторности во внешнеэкономической политике;
  • жесткое ценовое регулирование;
  • блокировка частной собственности;
  • инвестиционная дезориентация;
  • неэффективный институт банкротства;
  • кадровый застой.

Вот на борьбу с этими первопричинами направлена, прежде всего, платформа образца 2016 года. Кто-то верит в такую борьбу больше, кто-то — очень сильно меньше.

Директор аналитического центра Республиканской конфедерации предпринимателей Анатолий Змитрович сетовал на разрыв между реальностью и идеальными построениями все той же платформы: «Я разговаривал с двумя представителями бизнеса из Калининградской области. Они приехали в Беларусь, чтобы договориться о поставках в Россию шоколада фабрики «Спартак». Но на заводе им сказали: «У нас уже есть дистрибьютор в России, и мы больше ни с кем работать не будем». Так что же теперь, к Макею им обращаться? Такое отношение к делу надо менять».

Смешанные чувства

Именно о них говорили многие рядовые (и не очень) представители бизнеса в кулуарах, рассуждая о предварительных итогах данного мероприятия. С бизнесом общались высокопоставленные представители госорганов, включая трех министров. И тот же Владимир Макей несколько раз озвучивал прекрасную мысль: двери МИДа открыты для предпринимателей в части сотрудничества и предложений.

Другое дело, что тяжелое положение в экономике, предбанкротное состояние многих бизнесов предполагали еще более тесный диалог, совместный поиск предметных ходов, а не красивую декларацию достаточно приятных, но общих стратегий. Но получилось, как получилось, с определенными элементами маниловщины. Хотя то, что в зале присутствовали 41 представитель госорганов плюс иностранные дипломаты — безусловный плюс для организаторов.

Общий стратегический взгляд

Один из основных докладчиков на ассамблее, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов говорил об инструментах взаимодействия делового сообщества, государства и общества в нынешнее время. Забегая вперед, скажем, что он, Александр Швец, Александр Калинин и несколько других локомотивов предпринимательского движения Беларуси инициировали обращение к президенту по итогам данного мероприятия. В этом обращении констатировались вопросы стратегии и тактики.

Если рассматривать тактическую плоскость, то «бизнес в стране сегодня рушится, сотни и тысячи бизнесов рушатся — и это наша боль».

Но даже в этой ситуации на первое место, по мнению нашего консультанта, выходят не вопросы выживания отдельных бизнесов, а стратегические задачи. «Помочь одному бизнесу — нет особого смысла, если все остальные гибнут, — заметил Виктор Егорович. — Тогда и этот бизнес рано или поздно погибнет. Нам сначала нужно найти некое общее решение — на этом мы и заостряем внимание».

Отдельно Маргелов уже по итогам ассамблеи остановился на позиции коллег из Белорусской научно-промышленной ассоциации. Она вкратце такова: под рыночными реформами понимается, прежде всего, освобождение цен для белорусских монополистов. Сопредседатель Республиканской конфедерации заявил, что в целом с такой острой постановкой вопроса согласен. По его мнению, лидеры БНПА хорошо осведомлены о конкретной сути тех реформ, которые называют рыночными и которые правительство предлагает президенту.

Виктор Маргелов
Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства

«Вот по поводу этих реформ и есть смысл проявлять осторожность, — уверен Маргелов. — Это два основных направления: реформа наших монополистов, предполагающая отказ от дотирования цен, и приватизация достаточно крупных, стратегических предприятий. И вопросов на этом направлении больше, чем ответов. Можно попробовать белорусскую энергосистему погрузить в конкурентную среду, разделить ее на части, подобно РАО «ЕЭС». Но в России такая стратегия вызвала чрезвычайно много проблем — и отнюдь не у олигархов».

Наконец, наш собеседник остановился на необходимости выработки стратегии развития предпринимательства. «Важнейшая задача, которую мы вынесли на ассамблею, — сказал Виктор Егорович, — инициировать создание полноценной страновой стратегии развития предпринимательства. Пока имеющиеся в наличии документы по этому направлению разрознены, не систематизированы, не упорядочены и не согласованы друг с другом. Такую ситуацию для бизнеса можно сравнить с кулинарным подходом. Если вы пойдете в магазин и закупитесь там хоть на всю зарплату, но не приобретете необходимый комплект ингредиентов для супа, то суп у вас не получится».

«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.