Всевидящее око. Системы контроля кассовых операций от "БелКомДата"

Благодаря видеозаписи удалось раскрыть кражу на сумму около 5 миллионов рублей.

В декабре прошлого года состоялся суд над бывшим контролером­кассиром одного из крупных торговых центров Минска, похитившей товаров почти на 5 миллионов рублей. Это самая крупная кража, совершенная собственным работником, за всю историю существования центра.

Товар — мимо кассы

А началось все очень банально. 25-летняя контролер-кассир торгового центра, не проработав там и года, поддалась на уговоры своего 30-летнего друга попробовать извлечь из своей материально-ответственной работы дополнительные дивиденды. Он убедил ее, что при таком большом количестве касс и значительном потоке покупателей никто и не заметит, если она разок-другой занизит стоимость некоторых товаров или вовсе не пробьет их по кассе.

Первый раз апробировать схему они решили на мелочевке. И вроде бы никто этого не заметил, не отреагировал. Через пару дней ушлый покупатель вынес из торгового центра сумки поувесистей. Из 12 наименований товаров подружка-кассир пробила только два. И тоже вроде бы все спокойно. Других контролеров-кассиров за нарушение кассовой дисциплины распекают, а ее не трогают. К третьему разу парочка подготовилась основательно: предварительно согласовали время, изучили обстановку, схему работы охраны, где меньше народа, и уже дали своим аппетитам волю. Все прошло гладко: основательно затарившись, мужчина загрузил все в машину и остался ожидать в ней окончания смены своей сообщницы.

Но так и не дождался…

Хищение в онлайне

По признанию специалистов службы безопасности торгового центра, эту схему кражи действительно очень тяжело выявить. Потому что здесь нет ни недостач, ни перерасчетов, а просто пропускаются через кассу товары, не фиксируемые в кассовом чеке. Однако за этим кассиром и раньше числились нарушения, небольшие недостачи. Однажды она пробила покупателю вместо блока сигарет только половину. Женщина объяснила инцидент тем, что в этот момент задумалась о чем-то личном. И ситуацию тогда признали непреднамеренной. Кассир заплатила недостающую сумму денег, и у службы безопасности к ней претензий больше не было. Но после этого случая она уже попала в «желтый» список неблагонадеждых сотрудников, и за ее работой служба охраны стала следить пристальнее, другими словами «вести». И однажды заметили всю эту схему.

Однако решили не торопить события: выждали, к чему же это все приведет. За последней «ходкой» охрана следила в онлайне перед монитором. Оснований задерживать подельника с кассовым чеком в руках и тележкой товара у них не было, поэтому дали ему спокойно уйти. Ведь останови они его у выхода, он мог бы развести руками и, сделав удивленные глаза, сказать, что знать ничего не знает. Мол, это кассир что-то напутала, а он, раз такое дело, готов заплатить всю сумму целиком. Как потом оказалось, у подельника в момент совершения кражи действительно в кармане на всякий случай была вся необходимая сумма денег.

Вскоре кассира пригласили в службу охраны на беседу, имея на руках весь список похищенного. Сперва девушка, как и полагается, отнекивалась. Но осознав в ходе беседы, что обо всех ее действиях здесь хорошо осведомлены, в том числе имеется и видеозапись ее работы, она во всем призналась. Правда, сперва утверждала, что покупателя не знает. Потом призналась, что это ее знакомый, а потом и в том, что он ее подельник.

Специалисты утверждают, что такое хищение возможно только в случае, если материально-ответственное лицо, зная весь алгоритм работы, привлечет в помощь человека со стороны. Потому что при помощи своих работников такое провернуть невозможно.

Бес попутал

После этого была вызвана оперативная группа, которая занялась расследованием дела. Признания молодой девушки и видеозапись стили основанием для проведения обыска как в ее квартире, так и у ее сообщника. На суде оба признались, что именно обыск в присутствии соседей, приглашенных в качестве понятых, стал для них самым неприятным воспоминанием во всей этой истории.

Оба, конечно же, сразу искренне раскаялись, признавшись, что не отдавали себе отчет в том, что все эти игры приведут к таким последствиям. Специалисты также отмечают, что не заметили в их действиях ни цинизма, ни стремления к наживе.

Скорее оба просто испытывали кураж от чувства безнаказанности. Товары брали без какой-либо системы: принадлежности для автомобиля, косметику, чулки, вино, колбасы, рыбу, курицу, вино… Однако сумма набежала в 5 миллионов рублей. А для возбуждения уголовного дела достаточно, чтобы размер ущерба составил 10 базовых величин — 350 тысяч рублей на сегодняшний день.

Нанесенный торговому центру материальный ущерб парочка сразу же возместила, и предприятие к ней больше претензий не имело. Однако за преступлением неминуемо следует наказание. Их действия следствие квалифицировало по части 2 статьи 205 Уголовного кодекса — «кража, совершенная повторно, либо группой лиц». Рамки наказания для такого преступления установлены от исправительных работ до двух лет и вплоть до лишения свободы до четырех лет.

В службе охраны признаются, что каждый месяц в торговом центре задерживают по 50–60 человек, проносящих что-либо мимо кассы, а в течение года возбуждается по 15–20 уголовных дел. И лишь одно-два дела из них касается работников торгового центра. Бывает, что рабочий стянет дрель или работники собственного производства вынесут товар на десятки тысяч рублей, но такую крупную кражу среди собственных работников раскрыли впервые.

ТОП­5 нарушений кассиров:

1. Неправильный ввод штрих­кода 2. Недостача 3. Умышленный обсчет покупателя 4. Излишки денежных средств при расчете покупателя 5. Пропуск товара через кассу без сканирования штрих­кода Комментарий

Валерий Липский, «БелКомДата»:

Проблема воровства на кассовой линейке действительно очень остро стоит во многих торговых объектах.

И именно поэтому внедрение системы контроля кассовых операций для многих магазинов становится стандартом в организации службы безопасности, таких, например, как сеть магазинов «АЛМИ», «ПРОДСЕРВИС», «Златка», «Престон-Маркет» и многие другие. Наша компания имеет 10-летний опыт работы по внедрению системы POS-Интеллект. Это разработка российской компании ITV, которая выполнена на очень высоком профессиональном уровне. Роль компании «БелКомДата» заключается в проведении постоянной работы по интеграции кассовых терминалов с предприятиями, работающими на белорусском рынке.

В настоящее время, например, осуществляется стыковка с кассовой программой «ГУСКОМ» и кассовой программой «ЛюСофт». Функции контроля кассовых операций имеют очень широкий спектр поиска:

  • по списку товаров;
  • по возвратам товара;
  • поиск по итогу чека;
  • по числу товаров в чеке;
  • по величине скидки;
  • по весу товара;
  • по многократному пробитию товара;
  • по артикулу товара;
  • список всех чеков за период времени;
  • запрос по общей сумме чека в указанном диапазоне;
  • отчет по всем товарам;
  • поиск по аннулированию товаров;
  • поиск по номеру, фамилии кассира, по всем кассам одновременно;
  • поиск по номеру чека, по наименованию, по коду товара;
  • по наличию в чеке одновременно нескольких товаров;
  • по наличию в чеке одного из введенных товаров;
  • по стоимости товара;
  • по отменам продажи;
  • все чеки по кредитным, дисконтным картам;
  • аннулирование чека (с отрицательной суммой);
  • список аннулирований (отмен) чеков (выдает номера чеков);
  • товары, пробитые дважды;
  • десять наиболее продаваемых товаров;
  • реализация за период;
  • чеки с аннулированными позициями;
  • рейтинг продаваемых товаров по сумме продаж;
  • рейтинг продаваемых товаров по количеству;
  • список всех отложенных чеков и другие.

И, конечно, данный событийный анализ позволяет осуществлять профессиональный контроль за действиями кассиров.