«Всех секретов раскрывать не будем»

В разгар летнего сезона «Продукт.BY» беседует с генеральным директором компании «Морозпродукт» Сергеем ДОБУДЬКО на тему: что происходит на рынке мороженого в целом и как обстоят дела у одного из самых интересных игроков на этом направлении — в частности.

 

Генеральный директор СООО «Морозпродукт» Сергей Добудько и многолетний символ компании — попугай Гоша. Так открывался новый завод в 2013 году

 — Сергей Васильевич, я начну с вопроса, который планировал задать в конце интервью, но… Как говорят умные люди, традиции и стандарты в разговоре нужны для того, чтобы их успешно ломать. Итак, три года назад, в июне 2013-го, открылся суперсовременный завод в Марьиной Горке, созданный по последнему слову техники. Как сейчас у него обстоят дела?

— Все очень хорошо. Завод полностью оснащен современным оборудованием мирового уровня. Культура производства там высочайшая. Производим самые разные виды своего мороженого — как классику, так и новинки. Плюс разрабатываем и реализуем там новые идеи.

— Кстати, об идеях. Ваша компания славится умением создать продукт, не имеющий аналогов на рынке, и за короткое время сделать его популярным. Так было с популярной FRUDOZA, потом — с двуслойными фруктовыми льдами в виде винта, шербетами… Чего ждать сейчас?

— Новинки в планах, безусловно, есть. Философия нашей компании, с момента создания в 1998 году, неизменна: никогда не останавливаться на достигнутом. Пока рано что-то конкретизировать… Идеи ведь стоят очень дорого, сами понимаете (улыбается. — Авт.).

Могу лишь намекнуть — мы постараемся создать универсальное мороженое, которое одинаково подойдет и понравится взрослым и детям, мужчинам и женщинам. Причем не только в Беларуси. Хотим активнее работать на внешних рынках, стран ЕС в частности.

Что из этих идей получится — скоро узнаете. Секреты раскрывать я не вправе. Зачем делать подарки нашим уважаемым конкурентам?..

— Сергей Васильевич, какие изменения на рынке отечественного мороженого вы видите сегодня?

— Лично я никаких таких изменений не наблюдаю уже года три минимум. Каждый из ведущих белорусских производителей давно занял свою нишу на рынке. Самое главное для нас, к примеру, — держать уровень качества. А он достаточно высокий, говорю совершенно объективно.

— Когда-то в приватной беседе (года полтора назад, если не изменяет память) вы говорили: приходится много тратить времени и сил на то, чтобы сражаться с торговлей. Изменилось ли что-то в лучшую сторону за это время?

— Не сказал бы. Торговля рассчитывается очень плохо и, как правило, не вовремя. Алгоритм известен. Мы поставляем в розницу востребованную продукцию, которая реализуется максимум в течение двух недель. Отсрочки по платежам даем до двух месяцев. А просроченная дебиторская задолженность со стороны торговых сетей не падает. Они играют так, как удобно прежде всего им. В результате, чтобы иметь средства для покупки сырья, нам приходится брать кредиты под высочайшие проценты в банке. Так было и так есть. Пока никакой Закон «О торговле» не смог изменить напряжения во взаимоотношениях «производитель — розница».

— Какие еще проблемы присущи современному производителю мороженого?

— Как пел Марк Бернес, «я вам не скажу за всю Одессу», но лично у нашего предприятия есть вопросы с закупками сырья, сливочного масла в частности. Мне непонятна позиция многих переработчиков молока. Да, в сезон, на пике, они активно работают на внешних рынках, зарабатывают валюту. Но ведь эти пики рано или поздно падают, и тогда они начинают испытывать проблему с реализацией внутри страны. Почему-то мы в данном случае всегда идем навстречу. Но который год это сотрудничество — дорога с односторонним движением.

Так не должно быть, если исходить из того факта, что мы — партнеры.

— «Морозпродукт» известен также своей просветительской деятельностью в отношениях с потребителями.

— Это вы слишком громко сказали. Да, мы пытаемся донести до людей какие-то свои идеи, с разной долей успешности. Например, мне лично непонятно, почему наш продукт FRUDOZA — первое белорусское мороженое с кусочками ягод и фруктов — многие воспринимают как фруктовый лед. Что ж… Не зря ведь говорят — капля камень дОлбит. Будем говорить с потребителями дальше.

Кроме того, мы не первый год стараемся на всех уровнях донести одну очевидную мысль до белорусов: современному мороженому без НАТУРАЛЬНЫХ растительных жиров не обойтись. Слышат нас пока тоже недостаточно отчетливо. Надеемся в решении этого ребуса на понимание и поддержку специалистов по стандартизации, представителей Минздрава и т. д. Со своей стороны будем стараться делать все для того, чтобы радовать людей самым лучшим, натуральным, здоровым продуктом. Такова наша стратегия на протяжении почти двадцатилетней работы на рынке.