Во сколько обойдется Беларуси наращивание продовольственного экспорта?

Где сейчас находится страна в мировом рейтинге экспортеров?

Обеспечение экспорта продуктов питания к 2015 году не менее чем на 7 млрд долларов позволит Беларуси войти в двадцатку крупнейших мировых продавцов продовольствия, которое становится стратегическим ресурсом. Где сейчас находится страна в мировом рейтинге экспортеров и в какую копеечку влетит белорусам выполнение планов чиновников, анализирует «Завтра твоей страны».

Практически в течение всех двадцати лет независимости Беларуси объемы поставок на внешние рынки произведенного в стране продовольствия росли. Молочные продукты и мясо все это время удерживают лидерство по объемам экспорта и, соответственно, поступления денежных средств в государственную казну.

В отдельные периоды проявляли активность растениеводы и переработчики растительного сырья. В начале и середине 1990-х годов, например, одним из самых рейтинговых продуктов был спирт. С конца 1990-х по начало 2000-х -- сахар. Однако успех белорусских экспортеров этих продуктов во многом был обусловлен выгодной, но кратковременной конъюнктурой на российском рынке. В то же время и в «спиртовые», и в «сахарные» годы белорусские молоко и мясо с успехом продавались на внешних рынках без всякой конъюнктуры. Прибыль от экспорта увеличилась за счет роста цен

По официальной статистике, в 2010 году поставки белорусского продовольствия на экспорт заметно увеличились. В 2009 году отечественные сельхозпроизводители и переработчики отправили за рубеж продукции на 2,2 млрд. долларов, обеспечив положительное сальдо в торговле продовольствием в размере 600 млн долларов. За 11 месяцев прошлого года Беларусь наторговала на внешних рынках уже 2,9 млрд долларов, а плюс по балансу составил 1,2 млрд. долларов. Причем, 2,4 млрд. долларов, по данным Белстата, это экспорт в Россию, который вырос по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 58%.

Финансовые показатели экспорта белорусского продовольствия в 2010 году увеличивались главным образом за счет роста цен. А вот перечень самых ходовых белорусских продуктов, которые вывозились за рубеж, за последнее десятилетие практически не изменился. Основные экспортные товары -- сгущенное и сухое молоко, сыры и творог, молоко и сливки, сливочное масло, говядина и свинина. На эти же продукты делают ставку и разработчики программы развития села, вступившей в силу с 1 января 2011 года.

Место Беларуси в мировой двадцатке экспортеров продовольствия

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), в 2008 году (сводные данные по мировому производству и экспорту недавно опубликованы на официальном сайте этой структуры) из десяти главных экспортных позиций Беларуси по продовольствию (в совокупности по ним объем продаж составил 1,6 млрд долларов), только одна не входит в первую мировую двадцатку в своей категории.

По важнейшему белорусскому экспортному товару на протяжении последних лет – сыру из цельного молока -- в 2008 году Беларусь заняла 15-е место в мире с совокупным объемом продаж на сумму около 420 млн долларов. По мясу крупного рогатого скота – 11-е (от его реализации за рубежом получено 225 млн долларов), по маслу из коровьего молока – 9-е (выручено 205 млн долларов). Так выглядела Беларусь в мировом рейтинге экспорта продовольствия в 2008 году

Экспортная позиция Место в мировом рейтинге
Молоко цельное пастеризованное 5-е
Молоко цельное сгущенное 5-е
Масло из коровьего молока 9-е
Сухое обезжиренное молоко 9-е
Мясо крупного рогатого скота 11-е
Сыр из цельного молока 15-е
Сахар 15-е
Колбаса из свинины 17-е
Свинина 19-е

Как менялся топ-20 белорусских продуктов питания

В топ-20 белорусских экспортных продуктов питания за 2008 год вошли восемь молочных позиций. Общий объем экспорта по ним составил 1,1 млрд. долларов. Мясных позиций в рейтинге оказалось четыре. Объем экспорта по ним – 435 млн долларов. В тройку лидеров вошел также сахар – около 165 млн долларов. Еще по семи позициям совокупный объем экспорта составил около 140 млн долларов. Остальные экспортные продукты – солод, кожи и меха, кондитерские изделия, рапсовое масло, грибы.

В 2005 году, который стал началом этапа возрождения и развития села, в аналогичном рейтинге молочная продукция была представлена шестью позициями, а объем экспорта составил 470 млн долларов. От мясной промышленности фигурировали четыре товарных группы, давшие экспортное приращение на 250 млн долларов. Третья позиция была за сахаром – более 215 млн долларов. На весь остальной продовольственный экспорт пришлось около 190 млн долларов.

В 2000-м году в тройке основных экспортных позиций на первом месте были молочники (115 млн долларов), на втором – производители сахара (80 млн долларов), а третье место тогда занимал экспорт из Беларуси кондитерских изделий (на сумму 50 млн долларов). Объем поставок мяса тогда составил около 25 млн долларов. Более активны на внешнем рынке в 2000 году оказались табачники (40 млн долларов) и птицефабрики, экспортировавшие яйца на сумму свыше 30 млн долларов.

В 1995 году в топ-20 важнейших экспортных продовольственных позиций Беларуси вошли от молочной отрасли четыре позиции, общий объем экспорта по которым составил свыше 65 млн долларов. Даже при таком относительно небольшом показателе молочная отрасль заняла в Беларуси первое место по экспорту продовольствия. Второе место было у мясоперерабатывающей промышленности – 45 млн долларов, третье – у алкогольной, пережившей в 1995-1996 годах бум из-за спроса в России на спирт -- 20 млн долларов.

Экспорт продовольствия в 1992 году, с которого начинается статистика FAO по Беларуси, возглавляли мясопереработчики. За рубеж было вывезено мяса и мясопродуктов на 110 млн долларов. Молочная промышленность обеспечила поставки на экспорт в объеме около 25 млн долларов, а третьими были белорусские тепличные хозяйства, продавшие свежих овощей на сумму 8 млн долларов, а также производители безалкогольных напитков, пополнивших казну на такую же сумму.

Два пути к 7 миллиардам долларов экспорта

Если в 2011-м году и до конца очередной пятилетки будет соблюден такой же прирост по объемам экспорта продовольствия, какой был в 2010 году по сравнению с 2009-м, то задание в 7 млрд. долларов будет обеспечено. Для этого необходимо каждый год прирастать не менее, чем на 800 млн долларов.

Как этого достичь?

Первый путь. Максимально использовать рынки сбыта, в первую очередь, для белорусских молочных и мясных продуктов. Главная проблема здесь в том, что основной рынок сбыта этой продукции – Россия. Даже если не вдаваться в различные политические и экономические нюансы отношений двух стран, следует учесть, что конкурентоспособность продукции, произведенной в России, всегда будет выше -- там дешевле нефть и газ. Поэтому рассчитывать, что Россия и дальше будет скупать в Беларуси молоко и мясо по взлетевшим на фоне бушевавших у соседей пожаров и неурожая ценам, как было в 2010 году и вероятней всего будет еще и в 2011-м, не следует.

Новые рынки (и в первую очередь европейский), судя по всему, для белорусских производителей, часть из которых только приступили к их освоению, на некоторое время закроются.

Второй путь. Подтянуть за пятилетку другие отрасли. В истории Беларуси это уже случалось. В 1996 году первое место по объему экспорта заняла алкогольная продукция (в первую очередь, спирт), ее экспорт тогда составлял около 50 млн долларов. К сожалению, время, когда белорусские предприятия, могли по примеру своих южных соседей – украинцев – сделать эту отрасль лидирующей, по крайней мере, в СНГ, упущено.

В 2005 году своего пика на внешнем рынке достигла сахарная отрасль – было продано продукции на рекордную сумму 215 млн долларов. Но этот успех производителям сахара обеспечили государственные инвестиции в Беларуси и льготные условия работы на российском рынке. Как только их не стало, началось поступательное движение вниз показателей по экспорту белорусского сахара.

В середине 1990-х годов своего пика достигла кондитерская отрасль. Однако отсутствие серьезных сторонних инвестиций приостановило процесс роста продаж за рубеж.

Возможно, у Беларуси есть потенциал как у производителя рапсового масла, яиц, куриного мяса и других продуктов. Но для превращения этих отраслей в экспорториентированные нужны инвестиции и рынки. И они нужны уже сейчас, чтобы заданная цель в 7 млрд долларов продовольственного экспорта не оказалась блефом стоимостью 40 млрд долларов, которые за эту пятилетку государство планирует направить в село.

К тому же, как отмечают эксперты, следует иметь в виду, что сельхозпродукция, которая идет на экспорт, поставляется заграничным потребителям по ценам ниже себестоимости. Отсюда следует, что белорусы из своего кармана субсидируют еще и зарубежных потребителей.