В сухом остатке

"Молочный напиток" – так с 20 декабря в РФ будет называться продукция с сухим молоком.

К этому обязывает техрегламент, сменивший прежние ГОСТы. Последствия его применения обсуждаются производителями, торговлей, общественностью. Учитывая, что поставки молочной продукции в Россию приносят белорусскому АПК сотни миллионов долларов, тема интересная и для нас...

К весне, как прогнозируют российские эксперты, товаров под названием «Молоко» на прилавках магазинов может и не остаться. Исключение, возможно, составят продуктовые бутики. Но цены в них, понятно, «бутиковые», то есть далеко не социальные...

Недешевым (даже в самых обычных магазинах) товар становится уже сейчас. Во Владивостоке литровый пакет молока стоит в пересчете на белорусские рубли — 4.700. Примерно в три раза дороже, чем в Минске, Гомеле, Бресте...

Эксперты рынка полагают: розничные цены в России будут расти этой зимой гораздо круче, чем прошлой (тогда они увеличились на 14 — 16 процентов). Причем как на натуральный продукт, так и на порошковый.

Кстати, именно порошковое молоко из года в год заполняет прилавки зимой и весной, когда удои падают. Таким образом, сглаживается недостаток свежего и сдерживается рост цен. Но нынче в России острый дефицит сухого молока. Отсюда и ценовые зигзаги. Винят в них чиновников — авторов нового техрегламента. Они, как утверждают производители, дискредитировали порошок (хотя его использование не противоречит мировым нормам) и этим внесли на рынок сумятицу.

Летом, когда цельного молока в избытке, излишки пускают на производство порошка. Но в этом году российские переработчики сократили «сушку». Мотив простой: зачем заготавливать сырье, если продукт из него будет называться неудобно и нетоварно? Или, как выразился один высокопоставленный российский чиновник, «жидкость бело–мутного цвета, упакованная в картонные коробки». Характеристика убийственная и, как уверяют технологи, абсолютно безграмотная. Но в сознание неискушенного потребителя впечатывается накрепко: «молочный напиток» — значит, надувательство. Хотя «жидкость бело–мутного цвета» еще прошлой зимой граждане пили не задумываясь, разницы не чувствуя и животом не маясь... Зато теперь каждый потребитель ее почувствовал в ценах.

Фактором, сыгравшим против российских покупателей, стало и ограничение поставок белорусского сухого молока (таков, напомню, один из итогов известных летних событий). Наши производители получили в свой адрес упрек в демпинге: мол, слишком дешевый товар. Я обсуждал эту тему со специалистами и вот что выяснил. Да, летом он поставлялся на российский рынок всего по 1,5 доллара за килограмм (при себестоимости 1,8). Однако цена устанавливается на биржевых торгах, символизируя баланс спроса и предложения. То есть демпингом здесь не пахнет... Однако случилось то, что случилось: поставки были административно ограничены. Потом наступила осень. А за ней — как всегда неожиданно — зима. И оказалось, что в России снова банально не хватает молока. Любого.

И вот уже больше месяца белорусский порошок продается на бирже по 4 доллара за килограмм и дороже. Лакомая рентабельность, праздник для наших производителей! Но возникает вопрос: а не лучше ли сделать экспорт белорусского молока на российский рынок ритмичным? Хорошо, когда товар к концу года расходится влет. Но плохо, когда в сезон фуры из Беларуси заворачиваются под Брянском и Смоленском. Равномерный, предсказуемый ритм торговли положительно влияет на экономику и нервную систему. И производителей, и чиновников, и покупателей... Впрочем, эту мысль уместно адресовать российской стороне. Ведомству Геннадия Онищенко, и не только.

А кураторам белорусского АПК, пожалуй, стоит еще раз подумать над возможностью интервенций на внутреннем рынке. Если летом дешевое молоко идет в Россию со скрипом, то, видимо, есть смысл его скупать, сушить и резервировать до зимы. В декабре — как найдем.