В школу за здоровьем! Программа «Школьное молоко» в Казахстане

С 13 по 17 апреля состоялся визит представителей СПМО Беларуси в Казахстан

Ежегодно в Беларуси реализуется ряд программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни среди населения. Однако практика показывает, что потребление нашими детьми различного рода фастфуда и сладких газированных напитков в значительной степени превышает уровень спроса на продукты, приносящие пользу их здоровью. Так, за время обучения в школе число здоровых детей в Беларуси сокращается с 92,7 до 69,1 %. Именно этот факт послужил для белорусских производителей молока и молочной продукции поводом для того, чтобы обратить внимание на опыт своих коллег из соседних стран по внедрению программы «Школьное молоко», популярной во всем мире. С 13 по 17 апреля состоялся визит представителей Союза предприятий молочной отрасли Беларуси в Республику Казахстан, где эта программа функционирует с осени 2005 года. Белорусские производители нацелены на внедрение программы в нашей стране. Опыт зарубежных коллег показывает, что наряду со значительным социальным эффектом в виде укрепления здоровья школьников программа «Школьное молоко» дает и экономический эффект, ведь она обеспечивает дополнительный, стабильный объем сбыта молочной продукции. В свою очередь, рост производства и реализации продукции увеличивает объем денежных поступлений в государственный бюджет, что позволяет компенсировать часть средств, выделяемых под данную социальную программу. Кроме того, комплекс добавок и витаминов, закладываемых в пакеты школьного молока, благодаря снижению заболеваемости среди учеников обеспечивает уменьшение затрат на закупки йодосодержащих и других дорогостоящих препаратов, которые сегодня выдаются за счет средств государства через медицинские учреждения. Немаловажным фактором, говорящим в пользу внедрения «Школьного молока» в Беларуси, является и то, что данная программа выступает как одно из средств стимулирования потребления молока и молочной продукции. Пробная версия проекта «Школьное молоко» в Казахстане стартовала в 7 школах города Капчагай, где охватила около 2500 школьников 1–4-х классов. Во втором этапе, 2006–2007 годы, в проекте участвовало уже 4600 детей с 1-го по 7-й классы. Разработчиками и исполнителями проекта стали: Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан и ОЮЛ «Молочный союз Казахстана». В состав координирующей группы проекта вошли: Министерство здравоохранения, Министерство образования Республики Казахстан, директора школ, учителя, представителя родительских комитетов. Программа «Школьное молоко» реализуется в Алматинской и Костанайской областях. Производителем «Школьного молока» в рамках пилотного проекта стала компания «Фуд-Мастер», которая является подразделением французской группы Lactalis. По договоренности с Tetra Pak, компанией-инициатором проведения программы «Школьное молоко» по всему миру, во время проекта использовалась упаковка с брендом «Му-у» — одной из торговых марок самого заказчика. Ассортиментная линейка «Школьного молока» включает в себя четыре вкуса: «ваниль», «клубника», «шоколад» и «персик». Состав школьного молока был специально разработан Казахской академией питания. Изготавливается оно по особой технологии: только из натурального молока и хранится без холодильника намного дольше обычного. Кроме того, в его состав входят йод, железо, калий. Программа «Школьное молоко» стартовала при поддержке областных и городских акиматов (администрации). С другой стороны, активным участником проекта стали сами родители. Финансирование программы проводится по уникальной для постсоветского пространства схеме: 55 % бюджета составляют средства родителей и лишь 45 % приходится на государственные дотации. Производители молочной продукции совместно с компанией Tetra Pak поставляют специально выпускаемые пакеты с молоком по минимально возможным ценам без торговых надбавок. Уже сейчас врачи, учителя и родители детей, принимавших непосредственное участие, видят пользу программы «Школьное молоко». Все они отметили, что в зимнее время дети начали меньше болеть, ведь специальная асептическая упаковка позволяет хранить молоко при комнатной температуре. Реализация пилотной версии проекта показала, что программа «Школьное молоко» позволяет охватить от 60 до 80 % учащихся с участием в ней 100 % детей из малоимущих семей. Для полной активации участия сторон программа «Школьное молоко» должна реализовываться поэтапно. Должны быть определены количество школ и учащихся, сделан анализ социальных и экономических особенностей, состояния пунктов питания, возможностей завоза и хранения молочной продукции, наличия финансовых ресурсов для участия в проекте, состояния и динамики заболеваемости среди детей школьного возраста, производства молока по регионам, обеспеченности регионов, городов и райцентров молоком и молочными продуктами. Опыт, приобретенный в ходе визита белорусских «молочников» в Республику Казахстан, очень ценен. В скором будущем и в белорусских школах появятся «молочные» переменки.