В пиве никто не тонет
- 06.08.2014 03:00
Обзор российского рынка пива.
Пиво является одним из самых популярных напитков не только в России, но и в мире. В последние годы даже в небольших российских городах открылись пивные бары, появилась новая культура питья и времяпрепровождения. Производитель предлагает множество сортов и видов пива на любой вкус и кошелек.
Пиво — это слабоалкогольный напиток, получаемый спиртовым брожением солодового сусла (чаще всего на основе ячменя) с помощью пивных дрожжей, обычно с добавлением хмеля. Содержание этилового спирта в большинстве сортов пива составляет 3-6 %. Крепкое пиво содержит, как правило, от 8,6 до 14 % спирта, но его доля на российском рынке крайне мала — по итогам 2013 года, всего 0,03 %.
Пиву посвящено множество различных исследований, о его пользе и вреде написано много статьей. Одни исследователи утверждают, что в продуктах, получаемых при брожении пива, концентрация вредных веществ в несколько раз выше, чем в водке, что наносит более ощутимый вред организму человека. Другие приписывают пиву благотворное влияние на иммунную систему. Подобных сравнений множество, однако существует непреложная мудрость — все полезно, но в меру.
По потреблению пива на душу населения наша страна входит в первую тридцатку государств мира. По международному сопоставлению в 2010 году первые места занимали Чехия, Германия и Австрия, где среднедушевое потребление составляло соответственно 131, 107 и 106 литров на человека. Россия находилась на 26 месте с показателем 66 литров на человека в год. Впереди нас такие страны, как Ирландия (104 литра), Эстония (91 литр), Литва (86 литров), Польша (84 литра), Австралия, Венесуэла, Финляндия и Словения (по 83 литра в каждой из стран), США, Бельгия и Хорватия (по 78 литров в каждой из стран), Румыния (77 литров), Панама (75 литров), Нидерланды и Великобритания (по 74 литра в каждой из стран), Болгария и Венгрия (по 73 литра в каждой из стран), Новая Зеландия (71 литр), Испания (70 литров), Канада (68 литров), Дания и Латвия (по 67 литров в каждой из стран).
В 2013 году на долю светлого фильтрованного пива приходилось 96,2 % от общего объема производства.
Доли других видов пива составили менее 5 %. Следует отдельно сказать об отличии фильтрованного пива от нефильтрованного. Нефильтрованным называется пиво, которое в процессе производства не подвергается процедурам фильтрации, пастеризации и консервации, что ухудшает его характеристики с точки зрения продолжительности хранения в пригодном для употребления виде (максимум – 2 месяца). С другой стороны, при таком способе производства сохраняется живая среда напитка, так как остаются нетронутыми специфические бактерии, что влияет на вкусовые качества пива. Нужно отметить, что в последние несколько лет натуральное нефильтрованное пиво стало приобретать особую популярность среди потребителей. Однако его доля на российском рынке пока очень скромна – на него приходится 1,6% общего объема производства. В промышленных масштабах трудно производить оригинальное нефильтрованное пиво, поэтому его поставляют на рынок небольшими партиями по значительно более высокой цене.
Исходя из данных последних четырех лет, наблюдается постепенное снижение производства, а, следовательно, и потребления пива, причем, как показывает динамика 2013 года, этот процесс только ускорился. Так, в прошлом году отечественные компании поставили на рынок 83 1038,8 тысячи декалитров пива, что меньше уровня 2012 года на 13 %.
По сравнению с 2010 годом сокращение составило 19,2 %.
На процесс снижения производства пива в России существенную роль оказало так называемое «антиалкогольное законодательство», запретившее рекламу спиртосодержащих напитков в СМИ и общественных местах. Также было регламентировано расположение баров и магазинов на определенном расстоянии от учреждений образования и культуры, введено ограничение на продажу алкогольной продукции в ночное время и распитие спиртных напитков на улицах, запрещена продажа пива несовершеннолетним.
По мнению аналитиков «Крединформ», рост акцизов оказал меньшее влияние на снижение производства пива, по сравнению с антиалкогольным законом. С 2010 года цена на пиво выросла в среднем на 30 рублей за литр (на 7,5 рубля в год) до 80 рублей — не такая большая стоимость, чтобы она могла повлечь за собой отказ от употребления пива. В сегменте крепких алкогольных напитков рост акцизов привел к более значительному увеличению их стоимости. Пол-литра самой дешевой водки теперь стоит минимум 170 рублей. Следовательно, потребители должны были перейти на более дешевые спиртные напитки, например, пиво. Но этого не произошло, напротив, наблюдается снижение потребления пенного напитка.
Принимаемые на законодательном уровне меры продиктованы участившимися случаями алкоголизма среди молодежи, вызванные, в первую очередь, употреблением пива. В целом же наша страна идет по пути всех развитых государств, где уже давно введены подобные правила, и поэтому их не следует рассматривать как репрессивные или направленные на ущемления бизнеса, они продиктованы политикой оздоровления нации.
В общем объеме рынка доля импортного пива невелика — в 2013 году она составляла не более 3,5 %. На экспорт поставляется еще меньше — около 1,8 % отечественного производства. Таким образом, российские компании полностью удовлетворяют внутренний спрос на пиво, ориентированность пивоваренных фирм на внешний рынок незначительна. Тенденция сокращения потребления пива затронула и импорт: в прошлом году на наш рынок было поставлено на 15,4% пива меньше, чем годом ранее, а вот экспорт незначительно, но увеличился — на 0,7 %.
Основным поставщиком пива на наш рынок остается Украина, на долю которой приходится 57,7 % импорта в натуральном выражении. Крупнейшим украинским игроком рынка является корпорация ПАО «Оболонь». Далее с существенным отставанием следуют Чехия, Германия и Латвия – доли импорта этих стран составляют соответственно 8,8, 8,5 и 5,9 %.
Революционные события на Украине, спад промышленности и резкое ухудшение отношений с Россией с большой вероятностью отразятся на взаимной торговле, в том числе и на рынке пива, где ожидается снижение украинских поставок.
Основным направлением российского экспорта являются страны ближнего зарубежья: Украина (18,8 % поставок в натуральном выражении), Монголия (16,3 %), Киргизия (12,6 %) и Узбекистан (4,9 %).
Если проследить динамику цен на пиво, то можно констатировать планомерное повышение его стоимости. Так, в феврале 2014 года пиво отечественных марок продавалось в среднем за 79 рублей за литр, что больше аналогичного уровня 2013 года на 11,9 %.
Пиво зарубежных марок стоит уже 176 рублей за литр, что на 5 % больше, чем в феврале 2013 года.
Отечественный производитель пытается компенсировать потери, произошедшие в результате введения нового законодательства, повышением стоимости своей продукции.
По сведениям, содержащимся в базе данных Информационного агентства Credinform, на рынке производителей пива с выручкой работает порядка 420 предприятий. Однако 85,5 % рынка занимают первые 10 компаний-лидеров.
Крупнейшим производителем пивоваренной продукции в России является ООО «Пивоваренная Компания «Балтика» (Санкт-Петербург), аккумулирующее до 37 % выручки отрасли. По независимой оценке платежеспособности компания получила индекс 214 баллов, что характеризует ее как кредитоспособную, гарантирующую погашение своих долговых обязательств, риск неисполнения которых минимален, при том, что значение индекса может принимать диапазон от 100 баллов (наилучшее значение) до 600 (наихудшее значение).
Наблюдающиеся в настоящее время процессы сокращения производства и потребления пива, отчасти вызванные изменениями в законодательстве, в скором времени сойдут на нет, рынок стабилизируется. Отрасль остается инвестиционно-привлекательной. У пива есть своя ниша, заменить которую другими алкогольными напитками сложно, да в этом и нет необходимости.
Антон Щербаков,
эксперт аналитической группы
Источник: foodmarket.spb.ru