Вы здесь

В Берёзе решен вопрос очистки сточных вод

В 2011 году Берёзовский сыродельный комбинат ввёл в эксплуатацию первый пусковой комплекс локальных очистных сооружений

Экология и экономика — на первый взгляд похожие друг на друга слова. Однако на практике их содержание и смысл чаще всего противопоставляются друг другу. Только крупные и финансово устойчивые предприятия могут позволить себе заглянуть за близкий горизонт, чтобы увидеть связь экологии и экономики в будущем.

В 2011 году ОАО «Берёзовский сыродельный комбинат» ввело в эксплуатацию первый пусковой комплекс локальных очистных сооружений — проект, на первый взгляд, больше похожий на меценатство, чем на рентабельные инвестиции. Однако, руководство комбината имеет иное мнение…

Внешне комплекс очистных сооружений, расположенный за оградой сыродельного комбината, напоминает мини-завод — свое здание, лаборатория, люди и даже свой производственный шум.

Вся система состоит (а точнее будет состоять) из 3 комплексов очистки: физико-химической, аэробной биологической и песчано-угольной фильтрации. Целиком проект обойдется не менее 3 млн. евро, поэтому строится и вводится комплекс поэтапно. Пока что работает первая ступень очистки стоков — физико-химическая. Для этого был построен сам корпус, установлены резервуары-накопители, смонтировано все необходимое оборудование. Его производитель, один из мировых лидеров в области очистки стоков и производства оборудования для этих целей, голландская компания Найхауз Вотер Технолоджиз (Nijhuis Water Technology), предварительно проанализировав состав и характер стоков, подобрала и настроила оборудование. В результате работы физико-химического комплекса за январь-сентябрь 2011 года обеспечено в среднем снижение содержания в сточных водах взвешенных веществ в четыре раза и примерно в два раза сокращена органическая составляющая. А также достигнуто уменьшение нагрузки на городские очистные сооружения за счёт стабилизации качественного состава сточных вод, то есть стоки сбрасываются с более низким содержанием загрязняющих веществ.

На сегодняшний момент воплощается в жизнь уже строительство второго комплекса очистки, представляющего собой аэробную биологическую систему той же компанией Найхауз Вотер Технолоджиз. Для этого сейчас строятся 2 аэротента вместительностью по 4 тысячи кубометров и диаметром равным 30 метрам. В них будут жить активные бактерии, которые перерабатывают растворенные органические соединения, поедая то, что для нас является загрязнителями окружающей среды.

А следующим этапом будет строительство комплекса доочистки, состоящего из песчано-угольной фильтрации и системы обеззараживания очищенного стока, благодаря реализации которого будут достигнуты такие показатели по очищенной воде, которые позволят отказаться от услуг городских очистных сооружений и обеспечить сброс нормативно-очищенных сточных вод в природный водный объект рыбохозяйственного значения, то есть реку без волнения за состояние её фауны.

Проектная мощность очистных сооружений составляет 2,4 тысячи кубов в сутки.

ОАО «Берёзовский сыродельный комбинат» постоянно модернизируется. Так и в этом году была закуплена установка обратного осмоса RO-Polisher, задача которой доводить пермеат, получаемый после процесса нанофильтрации сыворотки, до уровня чистой водопроводной воды.

Обратный осмос — один из видов фильтрации с использованием мембран, способных из-за микроскопичности пор отделять ненужные молекулы и ионы и пропускать только очищенную воду. Полученный пермеат пропускается через полупроницаемые мембраны и получается чистая вода на выходе, который закачивается в емкости-резервуары для хранения. В итоге: не страдает экология, экономятся оборотные средства комбината, а предприятие получает ежедневно 350 тонн очищенной воды, которую используют на нужды собственного производства.

КомментарийМарина Аникеева, первый заместитель директора: «На больших компаниях большая ответственность»

— Наш комбинат одним из первых начал работать по европейским правилам и нормам производства продукции. Было бы странным, если бы мы не пошли дальше, перенимая не только европейский уровень производства, но и европейский уровень ответственности за свое дело. Решение экологических вопросов – это будущее нашего предприятия, т.к. во главу угла своей деятельности мы ставим не только задачи достижения максимальной прибыли, но и задачи по максимальному сокращению воздействия на окружающую среду.

Экологическая ответственность стоит дорого, это не секрет. На первых этапах строительства из областных фондов было выделено в общем порядке около 350 млн рублей, но так как наш завод прибылен, мы реализуем проект своими силами. Мы вкладываем деньги на сокращение вредного воздействия на экологическую систему нашего региона, потому что нельзя недооценивать масштабы работы сыродельного комбината в Берёзе. Это в больших городах бытовые стоки могут перекрывать промышленные, благодаря чему физико-химический состав получается относительно сбалансированным. У нас же в регионе доля промышленных отходов предприятий слишком высока, поэтому и проблема стоит острее.

Для постоянного мониторинга работы локальных очистных сооружений создана лаборатория сточных вод, которая оснащается современным оборудованием для осуществления как экспресс-тестов для оперативного реагирования, так и более глубоких исследований для комплексного анализа и планирования работы локальных очистных сооружений. Кроме того, ведется комплектация штатного состава локальных очистных сооружений высококвалифицированными кадрами, позволяющими успешно достигать поставленных целей.

В дальнейшем мы хотим отойти от услуг ЖКХ по очистке сточных вод. Это, наверное, единственная статья экономии, которая появится в краткосрочном периоде. ОАО «Берёзовский сыродельный комбинат» 225210, г. Береза, ул. Свердлова, 28 Тел.: (01643) 2­23­21 www.cheese.by

«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707
+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
  +375 (17) 396-53-22

mail@produkt.by


*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.