Украинским виноделам стоит отложить конкуренцию на потом.

Отечественные компании уже научились делать качественное вино, но еще не научились его продавать.

Задача номер один для украинских виноделов – попытаться на какое-то время перестать конкурировать между собой и сосредоточить свои усилия на завоевании рынка. Проще говоря, задача сегодняшнего дня – убедить украинского потребителя зайти в отдел с украинскими винами и выйти из него с покупкой. Потому что пока, по большому счету, нам не за кого вести конкурентную борьбу.

Не протолкнуться

Я считаю, что говорить о конкуренции можно в том случае, когда большая часть вина на полках – украинского производства. У нас пока все наоборот – целая батарея вин зарубежного производства и легкий намек на украинский рынок в виде пары наименований. Нам необходимо добиться доминирования в своей стране украинского продукта, как доминирует местный продукт во Франции, Италии, Чили.

Украина имеет все ресурсы, для того чтобы производить качественное вино, и производит его. Но мы еще не научились достаточно эффективно его продавать. Что это слабое место отрасли, было понятно еще несколько лет назад, когда Украина начала процесс вступления в ВТО.

Экспансия иностранных производителей с относительно дешевым продуктом нанесла удар по отечественному виноделию, но на бурно растущем рынке была хотя и заметной, однако не критичной: культура потребления росла, имидж вина укреплялся, динамика объемов продаж радовала производителей. Но начался кризис. Если 3-5 лет назад украинцы потребляли в среднем до 7-7,4 л вина в год, то сегодня этот показатель едва превышает 3 л на человека. В прошлом году падение производства вина в Украине составило 40%. Прогноз сокращения выпуска продукции на текущий год – 30%.

Именно отечественный производитель оказался в меньшей степени готовым к работе в таких условиях.

Если 3-5 лет назад украинцы потребляли в среднем до 7-7,4 л вина в год, то сегодня этот показатель едва превышает 3 л на человека

Когда рынок пришлось покинуть части производителей, стало ясно, что пора предпринимать решительные меры и бороться за потребителя – и если получится, то единым фронтом.

Падение объемов потребления – это временное явление, у нашего рынка громадный потенциал роста. При грамотной имиджевой политике можно увеличить масштабы потребления на внутреннем рынке в несколько раз. Широки и экспортные возможности. Например, в Китае объемы потребления вина в денежном выражении составляют около 8 млрд евро в год, и этот показатель продолжает расти на 20-25% ежегодно.

Но чтобы укрепить позиции на внутреннем рынке и завоевать внешние, необходима консолидация усилий всей отрасли, экспертов и государства. А происходит пока наоборот. Власть открывает границы для импорта, который, кстати, далеко не всегда высокого качества, и при этом не вводит никаких протекционистских программ для внутреннего производителя. Да и СМИ в погоне за сенсацией иной раз тиражируют непроверенные факты о всевозможных фальсификатах, просто отвращая потребителя от отечественного продукта.

К сожалению, Украина – страна с водочной и пивной культурой. Если в Западной Европе 29% населения потребляют вино, то в нашей стране – только 9%. При этом средняя продолжительность жизни в Европе – 80 лет, а в нашей стране – 69. Цифры говорят сами за себя. Изменить тренд можно: например, в Америке проходила широкомасштабная кампания, которая показывала, что умеренное потребление вина способствует повышению здоровья нации, а потребление крепкого алкоголя – наоборот.

Вино для госбюджета

Мировые лидеры в производстве вин – Франция и Италия. Но и Украина может занять заметное место на мировом винном рынке – у нас есть тысячелетняя история виноделия, уникальные по своей природе почвы и климатические условия. Воспользоваться этим можно и нужно.

Рассмотрим пример Чили. Виноградники Чили составляют около 1,4% всего мирового терруара. Это очень немного.

на 30 %сократится выпуск вина в Украине по итогам 2012 г.

Тем не менее, на Чили приходится 6% всего мирового экспорта вина. Винодельческая отрасль на протяжении 30 лет остается одной из базовых статей поступлений денежных средств в страну и доходов государственного бюджета. В сельском хозяйстве занято около 700 000 человек – 12,5% всего трудоспособного населения страны. Интерес к чилийскому виноделию привлек в страну сотни миллионов долларов инвестиций.

Мы можем проецировать такие успешные практики на украинские реалии. Но для этого необходимо мыслить шире, нежели просто осознавать себя собственником торговых марок. Давайте сначала подумаем об отрасли, а потом – о себе.

Источник: forbes.ua